Российская шамбала - беловодье. Беловодье - Русская Шамбала Паломники в долину бессмертных

Мезмай - уникальное место, притягивающее к себе. Сюда приезжают навсегда люди со всей России. Одни чувствуют здесь космическую энергию, ведь недаром сюда едут экстрасенсы, называя Мезмай "аномальной зоной" и даже "русской Шамбалой". Других завораживает красивая природа, творческие люди черпают здесь вдохновение. Через Мезмай проходят десятки интересных туристических маршрутов. Расскажу об одном из них.

Мезмай с адыгейского переводится как «лес диких яблок». Изначально основан как поселок лесорубов и золотодобытчиков. В настоящее время это горный туристический поселок в Апшеронском районе Краснодарского края. Некогда здесь проходила узококолейка, связывающая поселок с остальным миром. Сейчас действующий участок узкоколейки остался в соседнем поселке Гуамка. До недавнего времени в Мезмай вела плохая дорога, сейчас же асфальт проложен до конца и приехать стало проще. Поселок находится в 180 км от Краснодара.

Несмотря на то, что в Мезмай приезжают постоянно много туристов со всей России, сюда до сих пор не ходит рейсовый автобус. Говорят, что ездит только Камаз раз в сутки, да и то не каждый день. Поэтому проще всего добираться сюда на своей машине.

В окрестностях Мезмая есть очень интересная гора Матук , о ней и пойдет рассказ. Ее высота почти 2000 м, находится всего в 14 км от поселка. Что хорошо дорога сюда ведет утоптанная и широкая, и даже на гору можно подняться на хорошем внедорожнике. Но мы же не джиперы, поэтому прошагали до вершины пешком. Подъем на гору тяжеловат для одного дня, поэтому мы брали два дня. В первый день разместились на Ивановой поляне, где есть родник и красивые виды, также сбегали на гору Зауду, но там делать нечего летом, т.к. из высокой травый не видно панораму, лучше это делать в мае.

Матук входит в состав Лагонакского хребта и граничит с Кавказским заповедником, поэтому покупать билет в заповедник не надо, да и КПП никаких нет. На самой вершине видели стадо лошадей и пастуха, но не исключено, что здесь могут ходить егеря и собирать плату.

2. Дорога на гору Матук не сложная, ее осилят даже дети, но надо понимать, что поход в гору 14 км равен 28 км по обычной равнинной дороге.

3. На вершине горы много горных цветов. Деревьев почти нет, одни бескрайние зеленые луга.

4. Картинка из Windows.

5.

6.

7.

8. От Ивановой поляны до горы Матук идти 8 км, собственно добрались быстро. Первую вершину, которую увидели - гора Нагой-Чук (2467 м), находится уже в заповеднике.

9. Вот так выглядит Лагонакский хребет на котором находится наша гора.

10.

11. Были в конце июля, погода прекрасная.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18. Эти скалы называют "Двухэтажкой".

19.

20. С горы Матук открываются красивые панорамы на плато Лаго-Наки, видно горы Оштен, Пшеха-Су, Нагой-Чук, ущелье реки Цице и другие.

21.

22.

23. Отсюда хорошо видно гору Оштен (2800 м).

24.

25.

26.

27.

28.

29.

О Шамбале говорят и пишут достаточно часто, но при этом как-то забывают, что Россия имеет и свою собственную историю и, вполне вероятно, то, что часто подразумевают под словом Шамбала. В России издавна существовали предания о некой святой земле, находившейся где-то в Сибири, которая, подобно легендарному граду Китежу, веками остается невидимой и недоступной для сил Зла. Многие паломники пытались достигнуть этого Города Святых, но об их результатах почти ничего достоверного неизвестно.
Известно, однако, что киевский князь Владимир в 979 г. отправил отряд во главе с монахом Сергием, поведавшим ему о загадочном Царстве Белых вод, находящемся в Азии, в той самой святой земле.

Лишь спустя многие десятилетия, в 1043 году в Киеве появился старец, заявивший, что он – монах Сергий, вернувшийся из Чудесной Страны или Страны Белых Вод. Он сообщил, что все члены экспедиции, посланной князем Владимиром, погибли в пути, а достичь цели посчастливилось лишь ему одному. То, что он рассказал, воспринималось не иначе, как чудо. Оставшись один, он нашел проводника и сумел дойти до некоего «белого озера», покрытого слоем соли. Проводник после этого наотрез оказался продолжить путь, в страхе перед некими «стражами снежных вершин». Сергий пошел один. Несколько дней спустя, к нему подошли два незнакомца, говорившие на неизвестном языке.

Монаха отвели в селение и дали ему работу. Затем он попал в другое селение, где его приняли уже как брата. В том селении находились невидимые Мудрецы-Учителя, от сверхвнимания которых не ускользало ничего из событий, происходящих как в селении, так и во внешнем мире. Здесь царил строгий закон, разрешавший посещать Чудесную Страну лишь семерым представителям Человечества в каждое столетие. Из этих избранных, шестеро обязаны были по прошествии срока обучения тайным знаниям вернуться в Мир, а один должен был остаться вместе с Учителями. В обители Мудрецов он мог жить сколько угодно не старея, так как время, в обычном понимании, там переставало существовать.

Трудно сказать, что именно отражали легенды о Беловодье: то ли имелась в виду обитель Учителей Человечества непосредственно вблизи с российскими землями, в зоне прямого культурного влияния на русских людей, то ли влияние Тибетской Шамбалы простиралось и на Россию, несмотря на расстояние и преграды. С другой стороны, маловероятно, чтобы многочисленные российские паломники стремились достигнуть Беловодья среди заоблачных высей Тибета. Вполне возможно, что невидимая Страна Чудес существовала, а может быть и продолжает существовать где-нибудь в труднодоступных местах на границе Сибири с горными районами Азии. Община Мудрецов, которой стремились достичь русские паломники, вполне могла соответствовать сообществу тех высших существ, которых в Индии и Тибете называют Махатмами, те. Великими Душами. По восточным представлениям, Махатмы обладают сверхчеловеческими способностями, так как они уже закончили свои пути земной эвоюции, но ради духовного прогресса всех людей остались на нашей планете.

Самое интересное в истории с Беловодьем, так это то, что двоим из великих русских людей, кажется, удалось, в столь близком к нам 20-м веке, осуществить вековую мечту многих поколений искателей Истины. В наше время уже можно открыто говорить о том, что знаменитый художник, философ, общественный деятель Николай Рерих, вместе со своей женой Еленой Рерих, сопровождавшей его всех гималайских экспедициях, по-видимому, достиг легендарной Обители Света, таинственной Шамбалы.

Ведь недаром Рерихи в 1925 году передали в Москве представителям Советской власти «Послание Тибетских Махатм». В конце 30-х годов Рерихи окончательно поселились в Индии, в предгорьях Гималаев. Творчество Николая Рериха приобрело совершенно законченное новое направление, а Елена Рерих прославилась своими работами в области философии и культуры. Многие картины, статьи, книги Рериха посвящены Тибету, Шамбале и загадочным Учителям Человечества, а Елена Рерих в мистико-философском учении «Агни-Йога» указывает на связь их семьи и Тибетских Махатм.

Итак, в 20-м веке в тибетскую Шамбалу двоим русским, похоже, все-таки удалось попасть. А как же Беловодье, может быть не обязательно ради Истины из первых рук «ходить за три моря», а Страна Чудес ждет нас где-то не так уж и далеко от родины?

Мои фантастические произведения на сайте:

Подводные авантюристы - фантастика

Приключения мага-1 Болотный ужас - фэнтези

Приключения мага-2 Стража преисподней - фэнтези

Приключения мага-3 Полтергейст - фэнтези

Звездные врата богов - мистика

НЛО Поле боя - Земля - история и политика

Чудеса древнейшей истории - история и политика

Вечная молодость (3) - фэнтези

Полная неуязвимость - фантастика (6)

Мегахрямсек - фантастика (7)

Спасти Юлия Цезаря - фантастика (7)

Зазеркалье и Ясав Вокибуд - фэнтези (10)

Настоящая машина времени - фантастика (4)

Человек - оружие - фантастика (12)

Перемещалка - фантастика (10)

Бойтесь Альканта - фантастика (15)

Мастернюх - детектив в фантастическом ключе (27) #52

Тоннель - фантастика - мини-повесть (16) #53

Гарантия безопасности - фантастика - мини-повесть (14)

Тихая война миров - фантастика - мини-повесть (12) #63

Деревня коолдунов - фэнтези (15)

Студенты и машина времени - фантастика-повесть (34)

Тайна Мухомора. Вступление - фантастика-детектив (2)

Тайна Мухомора. Гл-1 Две головы - фантастика (3)

Рецензии

Спасибо, Александр, что затронули эту интересную тему, интересующую многих. Но фактически о русской Шамбале вы и не рассказали, лишь эти строки:"Вполне возможно, что невидимая Страна Чудес существовала, а может быть и продолжает существовать где-нибудь в труднодоступных местах на границе Сибири с горными районами Азии".
Вполне возможно... может быть... но... этого мало! С уважением,

Шамбала, как и Атлантида, остается в сознании людей легендарной страной. На ее поиски в Гималаи до сих пор отправляются исследовательские экспедиции. Интересен вопрос: почему так долго и стойко в нашей памяти сохраняются мифы, передаются из поколения в поколения? Быть может из-за связи легенды с будущим, с сюжетом о генеральном сражении сил добра и зла, в результате которой якобы наступит золотая эра человечества? Ответы на эти вопросы в разное время искали совершенно разные по национальности и своей культуре люди: буддийские верующие, мистики всевозможных школ и направлений, искатели приключений и авантюристы, нацисты и рериховцы.

Интересно, что своя Шамбала была и у русских людей. Это Беловодье - «царство благоденствия и равенства, где люди не болеют, а зерно родится само». Изначально помещали ее на Урале. Затем на Севере, в те места, где позднее вырос Сургут - город, который зачинали четыре человека, а теперь здесь проживают почти 300 тысяч. В конце концов, старообрядцы, отправившиеся в XVIII веке на поиски Беловодья, остались жить на алтайском озере Аккем у подножия Белухи.

Белый Север

Белый цвет, символизирующий чистоту, священен для русских людей, мечтавших о лучшей жизни и устремлявших свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению книгочеев, проповедников и просто мечтателей, благословенная страна, сравнимая разве что с земным раем. Разные ей в фольклоре давались названия: «Страна справедливости и благоденствия», «Страна Запретной», «Страна Белых Вод и Высоких Гор», «Страна Светлых Духов», «Страна Живого Огня». Наиболее известна северорусская легенда о Беловодье. Согласно «Мазуринскому летописцу», легендарные русские князья Словен и Рус еще задолго до Рюрика «обладали северными землями по всему Поморью: и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды». И эта вода была «бела, как молоко…». В легендах северных народов IX века говорится о священном храме «на горе, окруженном морским рукавом». Возможно, прообразом Беловодья явился храм бога Ямала на полуострове Ямал близ устья Оби. Или остров Буян, находившийся в древности на Восточном море, на месте Восточной Сибири.

Беловодье именуют «прародиной Мудрости, универсального знания и Счастья». Также как и Шамбалу, но многие исследователи неправильно стремятся отождествить их, ведь простое сравнение сюжетных деталей буддийского мифа о чистой земле и христианского мифа старообрядцев о справедливом обществе где-то за Уралом, показывает, что различий больше, чем совпадений. По вере русских, Беловодье - реальное место на земле, где нет гнета бояр, и царит справедливость. Напротив, Шамбала у буддистов - это невидимая земля, ставшая таковой после посвящения в Калачакру. Если Беловодье стремились найти ради спокойной мирской жизни, то Шамбалу искали ради получения знаний и духовного просветления. Немаловажная деталь: миф о Беловодье возник почти на семь столетий позже первых свидетельств о Шамбале.

Поиски страны счастья

В XVII веке преобразования русского митрополита Никона не приняли многие православные и откололись от ортодоксальной церкви. В старообрядческих преданиях, в рукописях говорится о бегстве из Соловецкой обители и прочих мест государства Российского немалого числа раскольников. Даже приводятся конкретные сведения о колонистах, мол, живут они «в глубине окияна-моря, в месте, называемом Беловодием, где и озер много, и семьдесят островов, некоторые из них по 600 верст» и т.д. Правда, после русские странники изменили свои представления о местонахождении Страны Счастья и искали ее и в Китае, и в Монголии и в Тибете, вплоть до некоего «Опоньского государства».

В 1893 году у старообрядцев появилась легенда о великом князе Владимире Красное Солнышко, снарядившем отца Сергия с посольством искать Беловодье. На это предприятие якобы ушло 56 лет, но тот привез лишь рассказы о сказочной обители вечной красоты и истины. И об одной ее особенности: в эту страну не всякий может доехать и проникнуть, а только избранный. Постепенно русские поселенцы продвигались на восток, и не найденная земля блаженного Беловодья смещалась в представлении людей все дальше в неосвоенные территории. Например, в «Донесении правительству крестьянина Дементия Бобылева», составленному в начале XIX века, говорится о популярном среди старообрядцев древнем поверье: «Тот, кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, найдет Землю Белых Вод, предположительно озеро Лобнор - белое озеро, покрытое слоем соли, откуда тропа вела в предгорья Куньлуня».

По легенде, записанной Н. Рерихом, дорога в Беловодье лежит через Алтай: «Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью. Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам. И дойдешь ты до гор Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь, через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье… В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества».

Путь в страну Беловодье описан в рукописном «Путешествии инока Марка в Опоньское царство», где он якобы обнаружил 179 православных церквей и среди них 40 русских. Подробный рассказ о путешествии алтайских староверов в Западный Китай на озеро Лобнор и дальше, в высокие нагорья Куньлуня, приводится в романе П.И. Мельникова «В лесах». Первая партия русских в поисках вольной земли отправилась в путь в 1840 году, но самая многочисленная группа в 130 человек пришла на Лобнор в 1860 году, где путники обосновались, построили поселок, начали пахать землю.

Белодью, русской мечте, возникшей на Алтае в XVII-XVIII веков, отводят район озера Лобнор на юге пустынь Гоби. Примечательно, что это один из самых важных археологических районов земного шара, открытый лишь в начале XX века шведским исследователем и географом Свеном Гединым. В Такла-Макане, самой коварной и опасной пустыне мира, он с группой из пяти человек натолкнулся тогда на следы Лоуланя. Песчаная буря обнажила руины города, стоявшего некогда на острове и засыпанного 1500 лет назад дрейфующими песчаными дюнами. Последующие раскопки подтвердили проживание здесь людей еще десять тысяч лет назад, когда климат был благоприятнее, чем в наши дни. Особенности сухого климата и песок оказались превосходными консервантами. Древние предметы, которые в других местах земного шара разлагаются от времени, здесь остаются целыми. Интересно, что Лоулань, новый претендент на звание Шамбалы, расположен на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, в 520 км юго-восточнее Урумчи.

Выдающийся исследователь Центральной Азии П.М. Пржевальский ревностно искал следы 130 старообрядцев с Алтая в окрестностях Лобнора. Свидетельства о поисках русскими староверами Беловодья зафиксированы также первопроходцами в Центральной Азии П.К. Козловым. Г.Е. Грум-Гржимайло, В. Рокхаллом, Г. Бонвало. Сохранились сведения о путешествии братьев Семена и Хрисанфа Бобровых, группы под руководством Емельяна Зырянова, отряда под водительством некоего Ивана и т.д. Они искали Беловодье, подразумевая под этим мифическую страну, где с древних времен в чистоте, то есть в виде, не затронутом реформами патриарха Никона, сохранилась православная вера. И просто вольное место, где можно жить в достатке, укрыться от религиозных притеснений и стать недосягаемыми для властей. Многие руководители староверческих походов вглубь Китая предварительно выезжали в район Лобнора на разведку. Поэтому отлично знали, что никаких описываемых в легенде о Беловодье старинных православных городов с «церквями, митрополитами и епископами» в китайских землях нет. На что надеялись люди? Что «кинули они в краю далеком, что искали они в краю чужом»?

Мекка для туристов

Сегодня потомки старообрядцев, отправившихся в XVIII веке на поиски Беловодья, зовутся «кержаками», «каменщиками», «стариковскими». Они обособленно проживают в больших поселках и очень щепетильно относятся к приему новых членов в свою среду. Например, на Алтае одним из таких поселений является районный центр Усть-Кокс. А Верхнему Уймону, находящемуся в пятнадцати километрах от Мульты, около 300 лет. Отличительная особенность - чистота в поселке и раскрашенные яркими красками палисадники и фасады домов. Раньше староверы жили в русских избах-пятистенках и носили льняную одежду, украшенную символическими узорами. Сегодня их быт изменился, появилось большое количество кирпичных домов и обычная европейская одежда, но по-прежнему приезжие отмечают изобилие молока и меда в селениях староверов, колоритные колодцы-журавли и ухоженные сады.

Сложившаяся на Алтае в XVIII веке община староверов жила по своим правилам и порядкам, по своим неписаным, но строго соблюдавшимся законам. Им запрещалось пить алкоголь, курить табак. Воровство и ложь считалось самыми страшными грехами. За тяжелые проступки изгоняли из общины. Семьи у староверов были большие, до 15-20 человек. Это были очень трудолюбивые и чистоплотные люди, привыкшие много и честно работать с детских лет.

Сегодня Алтай с его староверами, знаменитым снежным массивом Белухой - высочайшей вершиной Алтая и Сибири (4506 метров) является своеобразной Меккой для туристов. Именно у подножия Белухи, в живописной Уймонской долине, Н. Рерих добивался получить концессию на разработку месторождений. Его «Великий план» по созданию монголо-сибирского буддистского государства предусматривал строительство здесь будущей столицы под названием Звенигород. Но его планы не сбылись. А распространенные им легенды о Беловодье и Шамбале причудливо перемешались в сознании людей и стали ошибочно связываться с горой Белуха. Наибольший приток паломников приходится на август, когда, по убеждению последователей Рериха, гора Белуха «открывается» для связи с Космосом. Туристский маршрут так и называется «Беловодье», от молочно-белой реки Катуни, которая берет свое начало у подножия Белухи к озеру Аккем (в переводе с алтайского - «Белая река»).

Шамбала. С незапамятных времен верили люди в существование земли обетованной, земли счастья, где царят всеобщие гармония и благоденствие. Легенды и предания разных народов не всегда одинаково обозначали ее местоположение, но чаще всего помещали в районе Гималаев. В существование загадочной страны Шамбалы безоговорочно верил великолепный знаток Востока Николай Константинович Рерих. Он собрал множество древних сказаний и легенд о ней, много писал о Шамбале в своих дневниках "Алтай - Гималаи" и "Сердце Азии". Но споры - существует ли она в действительности или это лишь красивый вымысел - не утихают до сих пор. Пример раскопанной Шлиманом Трои, говорит о том, что и мифы могут иметь под собой реальную подоплеку. А о Шамбале говорится в эпосе многих народов. И независимо от ее названия, а они были разными, страну эту чаще всего помещали в Центральной Азии: в горах Кунь-Луня, Тибетском нагорье, Гималаях, пустыне Гоби ("текучие пески"). Французская путешественница Александра Нииль в начале века длительное время жила в Тибете. В своей книге "Мистики и маги Тибета" Нииль упоминает о заповедной стране под названием Тушита, куда уходили паломники: Она помещалась где-то на территории Страны Снегов, как называли в древности Тибет. Е. П. Блаватская, оставившая нам тексты из затерявшихся древних источников, пишет об острове, окруженном страшной пустыней Гоби. Когда-то там было обширное море. На острове жили представители Третьей расы. Эти люди могли одинаково легко жить в воде воздухе или огне, ибо обладали неограниченным контролем над элементами. Общение с этим островом происходило не морем, а через подземные пещеры. В сохранившихся тибетских книгах легенда об этом острове жива до наших дней. Но острова больше нет, осталась страна-оазис, затерянная среди гор. Гибель моря связана с великим катаклизмом, который произошел в далеком прошлом в Центральной Азии и Гималаях. На склонах Гималаев ученые наши дней находят геологические доказательства того, что породы этих громадных пиков были когда-то частью океанского дна. Но самое удивительное: есть свидетельства существования такой страны в сравнительно близкую к нашей историческую эпоху. На Западе первое упоминание о Шамбале было сделано двумя монахами иезуитского ордена - Стефаном Кацеллой и Джоном Кабралом. Во время своего путешествия в Бутан они услышали о том, что где-то на севере существует королевство Шамбала. В 1627 году они предпринимают путешествие в Тибет, намереваясь найти дорогу в таинственную страну. Но попытка закончилась неудачно, дальше города Шигацзе им проникнуть не удалось.
В ватиканских архивах хранятся сообщения католических миссионеров, собранные за последние 150 лет. В них упоминается о таинственных депутациях, которые якобы посылались китайскими императорами к мудрецам, обитавшим в горах Нань-Шаня и КуньЛуня. В период Средневековья, когда начались крестовые походы и Запад столкнулся с Востоком, появилась легенда о так называемом "Братстве Грааля". По одному преданию, оно находилось в Испании или на юге Франции, по другому - в стране древних кельтов, в Ирландии, по третьему - далеко на Востоке. Легенда гласит, что на высокой неприступной горе находится замок, где обитает высшее братство. У подножия горы то ли большое озеро, то ли быстрая непреодолимая река. Вокруг замка Грааля - дикая гористая высохшая пустыня. В это таинственное место может проникнуть лишь тот, кого Грааль сам позовет к себе, у кого чистое сердце, честные замыслы. Поэтому для обычных смертных, замок Грааля невидим.
Многие современные советские и западные ученые признают историческое существование страны Шамбала, поскольку любая устойчивая легенда имеет под собой реальную основу. Существует и русский вариант легендарной страны Шамбала - таинственное Беловодье. В России среди староверов, живших в Сибири, существовало предание о Беловодье - заповедной земле счастья и справедливости. В одиночку и группами уходили на поиски этой страны от преследований официальной церкви. Замечательно переплетаются легенды с фактическим материалом в путевых дневниках Н. К. Рериха. "Во время следования экспедиции - пишет он - лама, проводник каравана, платком завязывает себе рот и нос. Почему? Ведь день не холодный. Он поясняет: "Теперь уже необходимы некоторые предосторожности, мы приближаемся к заповедным областям Шамбалы. Скоро мы встретим "сур", ядовитый газ, которым охраняется граница Шамбалы"... Наш тибетец, Кончок, скачет к нам и говорит шепотом: "Недалеко отсюда, когда далай-лама следовал из Тибета в Монголию, все люди и все животные каравана начали дрожать, но далай-лама объяснил, что пугаться не следует, потому что караван коснулся заповедной границы Шамбалы".
Еще одна запись в дневнике: "Солнечное безоблачное утро, сверкает ясное голубое небо. Через наш лагерь стремительно несется огромный темный коршун. Наши монголы и мы следим за ним. Но вот один из бурятских лам поднимает руку к голубому небу: "Что там такое? Белый воздушный шар? Аэроплан?"
И мы замечаем: на большой высоте что-то блестящее движется в направлении с севера к югу. Из палаток принесены три сильных бинокля. Мы наблюдаем объемистое сфероидальное тело, сверкающее на солнце, ясно видимое среди синего неба. Оно движется очень быстро. Затем мы видим, как оно меняет направление более к юго-западу и скрывается за снежной цепью Гумбольдта. Весь лагерь следит за необычным явлением, и ламы шепчут: "Знак Шамбалы". "Сияние над вершинами Гималаев - от Шамбалы,- говорят ламы.- Без зова, без проводника никто не дойдет в это заповедное место". Проводники отказываются идти в некоторых направлениях, обнаружив границу Шамбалы. И скорее дадут убить себя, пишет Рерих, чем поведут вперед. Кстати, об этом же писал и Пржевальский, когда проводники специально заводили караван в труднодоступные места, только чтобы не приблизиться к недозволенной местности. Причем их не пугала даже угроза расстрела. Рерих описывает большое количество пещер в горах и горных убежищ, куда уходят время от времени некоторые ламы и откуда не все возвращаются обратно. Из-за труднодоступности эти области остаются всегда недостаточно исследованными.


В древних сказаниях говорится о глубоких подземных ходах и пещерах, которые ведут в подземные города, где имеются лаборатории и великолепные библиотеки. Считается, что там все сохранилось от начала мира... В статье "Подземные жители" Рерих пишет: "... во время пересечения Каракорума, мой спутник, ладакх, спросил меня: "Знаете ли вы, почему здесь такая странная возвышенность? Знаете ли вы, что в подземных пещерах спрятаны многие сокровища и что в них живет чудесное племя, которое питает отвращение к порокам земли?" И дальше, когда мы достигли Хотана, под копытами наших лошадей звучало вполне так, как если бы мы проезжали под пещерами и пустотами. Наши караванщики обратили внимание на это, говоря: "Вы слышите, мы пересекаем пустоты подземных проходов? Через эти проходы люди, знакомые с ними, достигали далеких стран". Так, может, в эту легендарную страну Шамбалу можно было попасть из разных мест? Ведь, согласно легендам, пещеры ведут в подземные города и цветущие долины, тесно связанные между собой подземными проходами. Входов также много, и находятся они в разных местах. Входы эти известны только тем, кто может быть допущен в Шамбалу. Для других же эти входы и вехи, их обозначающие, ни о чем не будут говорить и останутся незамеченными. Среди тибетского народа сохранилось убеждение, что царство Шамбалы укрыто в уединенной долине в Гималаях. Существует также много буддийских текстов, которые дают детальные, но в то же время неясные указания о том, как достичь Шамбалы. Но все тексты сходятся на том, что заветную страну нужно искать в сердце главных горных хребтов Центральной Азии. Есть у Рериха картина под названием "Озеро великих нагов". Это священное озеро Манасаровар, из которого берет начало Брахмапутра - священная индийская река. Наги - это легендарный род змей с очень красивыми человеческими лицами, обладающих способностью летать. Общаются они только с мудрыми людьми. Живут наги в обширных пещерах, освещенных драгоценными камнями. Пещеры соединяются между собой галереями, идущими под горными цепями. Наги были связаны с таинственной страной Шамбалой. Согласно преданию, один из них передал Нагарадзе (великому философу) знания, на основе которых тот преобразовал учение Будды. Это событие и запечатлел Рерих. Юрий Рерих, сын художника, востоковед с мировым именем, считает, что европейские ученые преуменьшают значение понятия "Шамбала". Но те, кто хорошо знаком с Востоком, знают, какое огромное влияние оно имеет на народы высокогорной Азии. На протяжении всей истории это слово не только вдохновляло религиозные движения, но и двигало армии, военным кличем которых было слово "Шамбала".
Солдаты народного героя Сухэ Батора, изгнавшие из Монголии в 1919 армию китайского захватчика генерала Сюя с его армией и принесшего в своб страну свободу, сочинили песню, которая начиналась словами "Чанг Шамбалын дайн" или "Война северной Шамбалы" и призывала монгольских воинов подняться на священную войну за освобождение своей страны от вражеских полчищ. Существует еще одна красивая легенда, связанная с Шамбалой. Это - существование чудного камня Чинтамани. Его появление на Земле связано с созвездием Ориона. Согласно легендам, камень был принесен крылатым конем Лунг-та, который способен пересекать вселеную. Н. Пржевальский в своей книге "Монголия и страна тангутов" писал, что для тех, кто может быть допущен в обетованную землю буддистов Шамбалу, имеется особый конь, который стоит постоянно оседланным и возит своего господина в одну ночь из Тибета в обетованную землю и обратно". А не является ли этот крылатый конь символом космического корабля? И не потому ли ламы, увидев сфероидальное тело над вершинами Гималаев шептали: "Знак Шамбалы". Согласно преданиям Востока, основная часть этого камня находится в Шамбале, а остальные кусочки блуждают по миру. Упоминаются разные страны и исторические личности, временно владевшие фрагментами камня. Одним из них был легендарный царь Соломон, в кольцо которого был вставлен кусочек всесильного минерала. С его помощью царь обретал способность говорить с животными. Известный русский путешественник и этнограф Г. Н. Потанин во время экспедиции в Центральную Монголию записал предание: "В юрте Гэсер-хана (героя монгольского эпоса) ночью при запертых дверях было светло как днем, ее освещал волшебный камень, светящийся, как огонь". На Востоке этот камень наделяют всевозможными свойствами. На нем показываются знаки, которые то появляются, то уходят вглубь. Согласно легендам, камень предупреждает своего временного владельца о всяких значительных событиях. В особых случаях он издает треск, иногда начинает светиться.
Коня, несущего на своей спине этот камень - Сокровище мира - называют Конем счастья. Его часто изображали на ступах или субурганах, воздвигаемых на Востоке в честь каких-то особо важных событий.

Согласно преданиям, камень обладает внутренним жаром, излучает сияние и оказывает сильное психическое воздействие. А не связано ли это с явлениями радиации и радиоактивности? Можно утверждать, что легенда о Шамбале возникла не на пустом месте. В очень далекие времена в районах высоких гор Кунь-Луня и Гималаев происходили какие-то явления, отразившиеся в мифах и сказаниях. Эти явления могли носить и глобальный космический характер, и характер катаклизмов, связанных с изменениями окружающего ландшафта: образованием гор, вулканической деятельностью и пр. Могли они привести и к гибели древней цивилизации, если она имелась в этих местах. Высказываются предположения, что в далеком прошлом пустыня Гоби была цветущим краем, но какой-то катаклизм превратил ее в мертвую пустыню. Там якобы обнаружены тектиты - стекловидная масса, образующаяся при очень высоких температурах, возможно, при ядерном взрыве. А в Индии найден человеческий скелет, радиоактивность которого в 60 раз превышает нормальную. И по настоящее время эти места остаются неспокойными. Экспедиция Рериха в высокогорных районах Гималаев наблюдала необычные явления: многодневные беспрестанные грозы и всевозможные виды молний, розовато-лиловое пламя в палатке, вырывавшееся из-под рук, но не причинявшее ожога, без звука и запаха. Дважды вблизи были обнаружены шаровые молнии. Экспедиция проходила долины с горячими и холодными минеральными источниками, гейзерами, с самой неожиданной растительностью. Высокие неприступные горы, пещеры, вулканы, гейзеры; повышенная радиоактивность и прочие физические явления непонятного происхождения делают эти места еще более недоступными и таинственными. О малом, незначительном народ легенды не слагает. Так же, как не высасывает он их из пальца. И чем дальше в глубь веков мы движемся, тем больше материалов встречаем о Шамбапе, как о реально существовавшей стране. Имеется даже карта государства Шамбалы. Могла ли сохраниться Шамбала до наших дней? Очень возможно, что мудрые йоги и отшельники и по настоящее время живут в оазисах, затерянных в сердце горных лабиринтов Центральной Азии. В Тибете экспедиция Рериха, а также французской исследовательницы Нииль встречали таких йогов, по местному называемых "респами", совершенно голых, сидящих на ледяной корке. Легкая струйка пара уходила вверх от их тел. Силой самовнушения интенсивно излучаемого тепла они способны заставить таять снег. Поиски Шамбалы не прекращаются и в наши дни. В 1980 году Е. Бирнбаум написал книгу "Путь в Шамбалу", в которой он описывает яшмовый дворец царя Шамбалы и золотой трон. Царь, сидящий на троне, держит в руке драгоценный камень. Жители страны живут в довольстве, они одеты во все белое, говорят на санскрите и отличаются высшей добродетелью. Якобы в беседе с далай-ламой Бирнбауму было сказано, что Шамбала существует в этом мире материально. А некоторые европейские путешественники считают, что Шамбала не страна, а тайное братство "келланов". Оно состоит при панчен-ламе, а описание Шамбалы представляет зашифрованную структуру этой организации. Другие исследователи утверждают, что Шамбала исчезла с лица земли уже много веков назад. Однажды все общество, населяющее страну, стало просветленным. Царство пропало, перейдя в иную, более возвышенную сферу бытия. Согласно этим легендам, цари Шамбалы, или ригдены, продолжают надзирать за делами человечества и когда-нибудь вернутся на Землю, чтобы спасти ее от гибели.Чогьям Трунгпа, покинувший Тибет в связи с оккупацией его Китаем, автор книги "Шамбала: священный путь воина", пишет, что среди множества учителей тибетского буддизма длительное время существовала и продолжает существовать неплохая традиция - считать понятие Шамбалы не географическим местом, а основой или корнем пробужденности и душевного здоровья, существующих внутри каждого человека... Глубинная человеческая мудрость в состоянии решить мировые проблемы. Эта мудрость не принадлежит какой-то одной культуре или религии, она не приходит только с Запада или Востока. Это традиция человека-воина, которая существовала в течение всей истории во многих культурах в разные времена, традиция человеческой храбрости и бесстрашия. Учение Шамбалы гласит, что перед лицом мировых проблем мы можем быть одновременно героическими и добрыми. Видение Шамбалы противоположно эгоизму. Оно касается всех и каждого. Не нарушая индивидуальности собственной, каждый житель Земли и все вместе должны задуматься, наконец, о том, как мы можем помочь этому миру. Если мы ему не поможем, ему не поможет никто. Из многочисленных ученых, писавших о загадочной стране, Н. К. Рерих оставил нам наиболее полное и емкое представление о Шамбале, о великих махатмах и Учителях человечества, связанных с этой заповедной областью, об Учителях, входящих в Великое Белое Братство. Подводя итоги разбросанным учениям о Шамбале, он говорит, что учение о Шамбале - это целостное учение о жизни. Оно заключает высокое искусство овладения высшими силами, скрытыми в человеке, и соединение этой мощи с Космосом. Рерих перечисляет многие материальные структуры, входящие в понятие Шамбалы, которые являются носителями тончайших космических энергий. К ним он относит Великих махатм и ришей, Азар и воинство Ригден Джапо, подземные города Агарти и Беловодье Алтая, черный камень и Граальна Западе, подводный Китеж и Агни Йогу и многое другое - все то, что связано с человеческими надеждами на обетованную страну, существующую на той же Земле, где живем и мы с вами.«Страна людей, страна богов»Инна Шевалева.

Беловодье . "Если вы хотите понять Азию и вступить в неежеланным гостем, вы должны встретить своегохозяина самым священным словом - Шамбала".Н. К. Рерих" Есть на свете такая диковинная страна, называется она - Беловодье. И в песнях про нее поется, и в сказках сказывается. В Сибири она, за Сибирью ли, или еще где-то. Сквозь степи, горы, вековечную тайгу, все на восход, к солнцу надо, путь свой править и, если счастье от рождения тебе дадено, увидишь Беловодье самолично. Земли в ней тучные, дожди теплые, солнышко благодатное, пшеница сама собою круглый год растет - ни пахать, ни сеять,- яблоки, арбузы, виноград, а в цветистом большетравье без конца, без счету стада пасутся - бери, владей. И эта страна никому не принадлежит, в ней вся воля, вся правда искони живет, эта страна - диковинная.

Молола бабка Афимья - безрукий солдат при медалях ей будто сказывал: "Беловодье под индийским царем живет". Врет бабка Афимья, врет солдат: Беловодье - ничье, Беловодье - божье". Так русский писатель В. Я. Шишков описывал старообрядческие поверья о некой таинственной стране. Красивые сказания, не правда ли? Подождем, однако, относить их целиком к фольклорному эпосу, к поэтическому выражению извечной мечты всякого народа о мудрых правителях и совершенном государственном устройстве. Повременим объявлять легенды о Долине Бессмертных, Шамбале и Беловодье чистой восточной утопией типа "Солнечного города" Кампанеллы.
Алтайские старообрядцы так описывали знаменитому художнику и ученому Николаю Константиновичу Рериху, побывавшему на Алтае во время центральноазиатской экспедиции, путь в Беловодье: "Через Кокуши горы. Через Ергор по особому ходу. А кто пути не знает, тот пропадет в озерах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят. На конях по особым ходам по Epropy. Или было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая. Станом тонкая. Лицом темнее, чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан. Сроки на все особые".
Много времени и энергии посвятил Николай Константинович Рерих изучению народных преданий о Шамбале. По его мнению, сказание о Беловодье у русских старообрядцев и восточное поверье о долине или острове Шамбала суть родные братья, и в основе их - представление о загадочном Тибетском государстве, населенном великомудрыми жителями. Один глубокий старик рассказывал ученому на Алтае, что два его деда решили найти Беловодье. Они вернулись через три года и поведали о чудесах, которые им довелось увидеть в обители мудрецов. Их рассказ во многом совпадает с буддийскими преданиями о Шамбале. Возможно, поэтому Рерих и считал, что "весть о Беловодье" пошла от калмыков и монголов, то есть из буддийского мира. Интересно, однако, вот что: предание о стране мудрецов в Гималаях существовало не только в буддийской традиции.
Интереснейшая история об экспедиции отца Сергия была записана в русских летописях, хранившихся в старинном Вышенско-Успенском монастыре на Тамбовщине.
Во времена киевского князя Владимира некий русский монах Сергий провел несколько лет в византийских монастырях. Когда Сергий вернулся в Киев, он рассказал своему повелителю предание о загадочном государстве на Востоке - Королевстве Белых Вод, стране справедливости и добродетели. Князь Владимир был настолько зачарован этой легендой, что в 987 году снарядил большой отряд на поиски Беловодья во главе с отцом Сергием - тому было тогда около 30 лет. Князь надеялся, что русская миссия из Королевства Белых Вод возвратится в Киев через три года. Однако ни через три, ни через десять лет отряд не вернулся. Оставалось предположить, что в дальних краях экспедицию постигло несчастье, и со временем о ней забыли.
Но вот в 1043 году в Киеве появился глубокий старец, который объявил себя монахом Сергием - тем самым, которого покойный уже князь Владимир послал когда-то на поиски чудесной восточной страны. И пришелец поведал пораженным слушателям удивительную историю о своем долгом путешествии в Беловодье. Отец Сергий рассказал, что к исходу второго года пути многие участники экспедиции умерли от болезней либо погибли, пало множество животных. В какой-то обширнейшей пустыне путникам попалось много скелетов людей, лошадей, верблюдов, ослов. Возможно, именно эту зловещую пустыню описывал академик В. А. Обручев через девятьсот с лишним лет после путешествия отца Сергия: "Фантастические формы скал, по которым, извиваясь, пересекая ложбины, шла дорога, действительно производили впечатление чего-то сверхъестественного, а попадавшиеся изредка отдельные кости, черепа верблюдов и других животных и целые скелеты их, отполированы песчинками до блеска, усиливали мрачный вид местности, лишенной какой - либо растительности". В конце концов участники похода были так напуганы этими жуткими пейзажами, что наотрез отказались идти дальше. Только двое - самые отважные и выносливые - согласились продолжить путь вместе с отцом Сергием. К концу третьего года изнурительного путешествия и этих двоих, еле живых от лишений и болезней, пришлось ocтавить в каком-то селении на попечении местных жителей. Отец Сергий сам был на грани полного истощения, тем не менее путь назад он себе отрезал: либо дойти до цели, либо умереть - третьего не дано. Обитатели пустынных мест, по которым шел одержимый инок, рассказывали ему о чудесной стране, которую называли Земля Белых Вод, Земля Сияющих Душ, Земля Живого Огня, Страна чудес, Священное королевство, Запретная земля. Эти чарующие речи поддерживали решимость отца Сергия добраться до Беловодья, и он с темнолицым проводником упорно стремился в неизвестность. Еще через три месяца монах достиг границ Беловодья - озера с белыми от соли берегами. Здесь проводник отказался идти дальше, чем-то неизъяснимо напуганный. Отец Сергий остался в полном одиночестве и... все-таки двинулся в глубь запретной территории. Через несколько дней пути перед изможденным Сергием внезапно возникли два человека. Монах понимал, что они от него хотят, хотя и не знал языка на котором говорили незнакомцы. Они отвели Сергия в селение, где после некоторого отдыха он получил работу.
Спустя время его перевели в другой поселок, обитатели которого приняли Сергия как брата. Шли месяцы и годы, русский монах приобретал все новые и новые знания. Он был безмерно счастлив, что нашел благонравных, бескорыстных мудрецов, которые трудились во имя процветания человечества. По его словам, мудрецы обладали чудесной способностью видеть все, что происходило далеко за пределами их обители. Отец Сергий поведал киевлянам, что огромное количество людей из разных стран настойчиво пытались проникнуть в Беловодье, но попытки их крайне редко завершались успехом. В братстве мудрецов издревле существовал закон, согласно которому лишь семь человек в столетие могли попасть в их страну. Шестеро из них впоследствии возвращались в родные края, неся с собой тайное знание, а один оставался жить в Беловодье и становился бессмертным. Киевский монах Сергий не был единственным русским, отправившимся на поиски сказочного Беловодья. Поверье о "Беловодском царстве" бытовало у русских старообрядцев так называемого "никудышного" толка. Известно, что "никудышники", не признававшие священства греко-российской церкви и не примкнувшие ни к одному из старообрядческих согласий, не раз отправлялись в Беловодье, надеясь там найти дониконовское православие "во всей его чистоте и благодати".


В 1903 году Русское географическое общество выпустило брошюру "Путешествие уральских казаков в "Беловодское царство". Ее написал уральский казак Г. Т. Хохлов, который в поисках Беловодья в 1898 году вместе с двумя товарищами совершил далекое путешествие в Палестину, на Цейлон, в Индокитай и Японию. В предисловии к брошюре писатель В. Г. Короленко утверждал, что легенда о Беловодье "не нова и давно уже потрясает простые сердца своей заманчиво-мечтательной прелестью". По его сведениям, на протяжении всего прошлого века "были известны случаи, когда из деревень Алтайского округа (Бухтарминской волости) люди уходили за... границу для отыскания "Беловодья". Далее В. Г. Короленко пишет: "Некоторые из статистиков, исследовавших Алтайский округ, уже в последние годы сообщали пишущему эти строки, что и в настоящее время известны еще случаи этих попыток проникнуть в Беловодье через таинственные хребты и пустыни Средней Азии. Некоторые из этих искателей возвращаются обратно, перетерпев всякие бедствия, другие не возвращаются совсем. Нет сомнения, что эти "другие" погибают гденибудь в Китае или в суровом, негостеприимном и недоступном для европейца Тибете. Но наивная молва объясняет это исчезновение иначе... По ее мнению - эти пропавшие без вести остаются в счастливом Беловодском царстве. И это обстоятельство манит новых и новых мечтателей на опасности и на гибель". Так ли уж фантастична идея о существовании Беловодья? Генриха Шлимана высмеивали, когда он, начитавшись Гомера, стал искать Трою. А Шлиман поверил гениальному слепцу и - раскопал легендарный город. Бытующее практически у всех народов мира сказание о потопе долгое время считалось библейской сказкой, пока археологи не обнаружили в Месопотамии следы гигантского наводнения. Может быть, Беловодье тоже ждет своего Шлимана?

«Беловодье»Сергей Буланцев.


Поверье о «Беловодском царстве» бытовало у русских старообрядцев так называемого «никудышного» толка. Известно, что «никудышники», не признававшие священства греко-католической церкви и не примкнувшие ни к одному из «поповских» старообрядческих согласий, не раз отправлялись в Беловодье, надеясь найти там дониконовское православие «во всей его чистоте и благодати». В 1903 году Русское географическое общество выпустило брошюру «Путешествие уральских казаков в «Беловодское царство». Ее написал уральский казак Г. Т. Хохлов, который в 1898 году вместе с двумя товарищами совершил далекое путешествие в Палестину, на Цейлон, в Индокитай и Японию в поисках Беловодья. В предисловии к этой брошюре писатель В. Г. Короленко отмечал, что легенда о Беловодье «не нова и давно уже потрясает простые сердца своей заманчиво-мечтательной прелестию». По его сведениям, на протяжении всего прошлого века «были известны случаи, когда из деревень Алтайского округа (Бухтарминской волости) люди уходили за… границу для отыскания «Беловодья». Далее В. Г. Короленко пишет: «Некоторые из статистиков, исследовавших Алтайский округ, уже в последние годы сообщали пишущему эти строки, что и в настоящее время известны еще случаи этих попыток проникнуть в Беловодию через таинственные хребты и пустыни Средней Азии. Некоторые из этих искателей возвращаются обратно, перетерпев всякие бедствия, другие не возвращаются совсем. Нет сомнения, что эти «другие» погибают где-нибудь в Китае или в суровом, негостеприимном для европейца Тибете. Но наивная молва объясняет это исчезновение иначе… По ее мнению — эти пропавшие без вести остаются в счастливом Беловодском царстве. И это обстоятельство манит новых и новых мечтателей на опасности и на гибель».

Мечта о добре

Теперь подведем некоторые итоги. Из всего сказанного становится ясным, что легенды о Шамбале — это переплетение вполне земных, реальных представлений (например, о тех же «оазисах» среди горных пиков) с фантастическими рассказами, всплывшими из глубин восточных мифологий. В Шамбале будто бы существует «лекарство правды», приняв которое человек очищает душу от лжи и впредь говорит только правду. Чувствуя приближение старости, жители Шамбалы постятся некоторое время, затем пьют чудесный напиток из родника вечной юности и вновь становятся молодыми. Тибетская молва повествует об «орлиных камнях» Шамбалы, которые исправляют зрение, могут излучать тепло и холод, освещать и ввергать окрестности в тьму.
Может быть, все-таки еще раз вспомним ставший уже банальностью древний афоризм о том, что новое — это хорошо забытое старое. Дети XX века, возымевшие фантастическую технику, подчас с изрядной долей снисходительности говорят о своих далеких предках, считая их примитивными созданиями с каменными топорами в руках. А между тем эти «примитивы» создавали литературно-философские шедевры, которые поражают нашего современника глубиной проникновения в тайны бытия. Вот фрагмент одного из космогонических гимнов Ригведы:

«Тогда не было ни сущего, ни несущего;
не было ни воздушного
пространства, ни неба над ним.
Что в движении было? Где? Под чьим покрывалом?
Чем были воды
непроницаемые, глубокие?
Тогда не было ни смерти, ни бессмертия.
Не было различия между ночью и днем».

Представления авторов этого гимна о становлении мироздания вписываются и в наши сегодняшние воззрения. А между тем гениальные творцы Ригведы, столь «современно» излагающие происхождение вселенной, жили, как утверждают некоторые ведологи, в пятом или даже шестом тысячелетии до нашей эры. Что касается лам, посвященных в тайну Шамбалы, то они по сей день детально рассказывают о геологических катаклизмах, которые в незапамятные времена разрушили неведомые теперь континенты в Атлантике, Индийском и Тихом океанах…

Каким образом сохранились эти сведения и насколько они истинны — неизвестно. Но подобная память о «делах давно минувших дней» служит прежде всего предостережением против новых катаклизмов в будущем. А что может быть страшнее катаклизма, которым грозит нашему миру накопление запасов смертоносного термоядерного оружия?! Таким образом, символика Шамбалы и в этом смысле вполне современна.

Сольем воедино мифы и легенды о Шамбале — и мы получим, что главная суть их — мечта об избавлении человечества от кошмара суеверий, социальной несправедливости и насилия, мечта о великой судьбе, уготовленной «человеку разумному» на нашей Земле, о добре и искоренении величайшего зла, которое когда-либо знали цивилизации, — войн. В конечном итоге мечта о сохранении для себя и для потомков замечательной голубой планеты, на которой мы живем.
А ведь для нас, людей XX века, такая мечта перестала быть недосягаемым идеалом, это — задача, требующая незамедлительного решения.

Реальность и легенда

Легенда о Шамбале, Беловодье, Белом острове, о таинственной земле обетованной, полной чудес, вот уже много веков живет и не умирает на просторах Азии. Она привлекала неослабное внимание русских путешественников и ученых. Н. М. Пржевальский в одном из своих трудов писал: «Другой весьма интересный рассказ, слышанный нами… было предсказание о Шамбалыне… обетованной земле буддистов… Вышеназванная страна есть остров, лежащий где-то далеко на Северном море. В нем очень много золота, хлеб родится необыкновенной величины, бедных нет вовсе».
Известный русский художник, крупный ученый и путешественник Н. К. Рерих во время своей Центрально-Азиатской экспедиции, длившейся с 1923 по 1928 год, собрал большой материал об этой таинственной стране. Тщательно проанализировав его, он пришел к выводу о типологической общности легенд о Беловодье, Шамбале, Белом острове. Различные же названия страны, упоминаемой в сказаниях, свидетельствуют лишь о разнообразии и обширности регионов распространения этой легенды: Индия, Тибет, Алтай… Доктор исторических наук Н. Н. Покровский в докладе, прочитанном им в 1976 году, сообщил о том, что археографические экспедиции, проводимые Сибирским отделением АН СССР, зафиксировали легенду о Беловодье в Восточном Казахстане, а также в долинах верхнего Енисея. В связи с этим академик А. П. Окладников обратил внимание на предание о земле «бородатых людей», распространенное на востоке Сибири. Такая широкая география легенды ставит ее в один ряд с преданием о потопе, реальность которого подтверждена археологическими исследованиями.

Рассматривать легенду о Шамбале, или Беловодье, однозначно нельзя. Она крайне многослойна, что свидетельствует о ее значительном возрасте. На заре какой исторической эпохи она появилась? Ответить на это трудно. Мы только знаем, как правильно сообщает С. Буланцев, что о ней есть упоминания в добуддистских источниках Тибета. Есть много вариантов этой легенды, существует значительное количество подробностей самого разного характера, связанных с ней. Но основная канва может быть найдена в любом варианте.
Н. К. Рерих вскрыл в легенде о Шамбале один из ее древнейших пластов, связанный с эпохой переселения народов. Ученого натолкнули на эту мысль многочисленные сказания о подземных ходах и пещерах, в которые якобы уходили и навсегда исчезали целые племена и народы. Таким образом, заповедная страна превращалась в подземное царство, куда устремлялись эти племена и народы. «Каждый вход в пещеру, — писал в связи с этим Н. К. Рерих, — предполагает, что кто-то уже вошел туда. Каждый ручей — особенно подземные ручьи — побуждает к фантазии о подземных ходах». Продолжая свою мысль, Рерих замечает: «Народ определяет эти проблемы много проще: для них все, что исчезло, отправилось под землю».

Передвижение кочевых народов в отдаленные времена, их исчезновения из мест первоначального заселения, их внезапные появления в неожиданных районах питали народную фантазию, облекали реальные факты прошлого в легендарную форму.

Легенда о Беловодье, на мой взгляд, является более поздним слоем основного предания. Несколько веков назад в России началось староверческое движение.

И древняя легенда о заповедной земле счастья и справедливости получила новую жизнь. Русские крестьяне, уходившие от преследований официальной церкви и феодального произвола, мечтали о стране, где кончатся их беды и страдания и где они мирно займутся земледельческим трудом. Они уходили в отдаленные районы Сибири, начинали обживать Алтай. Легенда о заповедной стране продолжала жить среди староверов еще два века спустя. Она обрастала новыми подробностями, реальными н фантастическими, и несла в себе заряд какой-то странной действенности. Люди неутомимо стремились на поиски чудесной страны. Они пускались в трудный, неизведанный путь в одиночку, группами, а иногда целыми «обществами». Крупнейшие русские путешественники Н. М. Пржевальский и П. К. Козлов с пристальным вниманием следили за этими передвижениями. «К лучшим результатам, — писал Пржевальский, — привели расспросы относительно давнего пребывания русских староверов на Лобноре. О них рассказывали нам лица, видевшие собственными глазами пришельцев, явившихся в эту глушь Азии, вероятно, искать обетованную страну Беловодье». Козлов во время своей экспедиции в Монголию и Кам в 18S9 году беседовал со старовером Рахмановым, который сам ходил на Лобнор в поисках Беловодья.

Путешествия в поисках Беловодья, рассказы о чудесах заповедной страны нашли отражение даже в русской художественной литературе. Короленко, Мельников-Печерский, Шишков на страницах своих произведений запечатлели рассказы странников, будивших воображение не одного поколения русских крестьян. «Но дошли мы все-таки до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры», — рассказывает один из героев романа Мельникова-Печерского «В лесах». Беловодьем русские староверы называли множество мест, где, как им казалось, начинается земля обетованная.

Реальность и легенда шли рядом, часто незаметно подменяя друг друга. И поэтому реальность была похожа на легенду, а легенда на реальность. Такое соотношение легенды и реальности было зорко подмечено Н. К. Рерихом: «В этих оберегаемых и сохраняемых преданиях вы можете узнать реальность прошлого. В каждой искре фольклора есть капля Истины, приукрашенной или искаженной».

Пока, к сожалению, удовлетворительной расшифровке не поддается ряд сведений, связанных с легендой о Шамбале, — таких, как данные о контакте Шамбалы с космическими цивилизациями и предания о затонувших материках и погибших культурах.

Очерк С. Буланцева, написанный на основании многочисленных источников, дает нам повод утверждать, что в легенде о Шамбале наряду с фантастическими моментами есть реальные или отражение таковых. Но у читателя должен возникнуть естественный вопрос: существовала все-таки или нет таинственная страна Шамбала, Беловодье, Тебу?

Ряд редких особенностей самой легенды и ее необычная историческая судьба заставляют нас отнестись к ней серьезно и продолжить ее исследование. Нет ничего более легкого, чем отрицание или тенденциозный подбор доказательств для опровержения того или иного предания, пришедшего к нам из древности. Много труднее осмыслить эти предания, проанализировать их, вскрыть их временной пласт и суметь увидеть реальность, стоящую за ними. Только такой путь может быть плодотворным.

Л. Шапошникова, кандидат исторических наук, лауреат премии имени Джавахарлала Нерy

«Сайт VokrugSveta.ru (ВокругСвета.ру)