«Взгляд в прошлое. Тысячелетняя история Старой Руссы в археологических находках

Этот старинный город на Новгородчине хранит память о некогда жившем в нем и создававшем здесь свои шедевры великом писателе.*

Об авторе. Галина Евгеньевна Лебедина живет в Санкт-Петербурге. Окончила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности социальная педагогика. В настоящее время - руководитель изостудии .

Небольшой, уютный уездный город словно спрятался в Новгородских землях, скромно, как некий старец-молитвенник скрывается от глаз людских.

…Старую Руссу мы полюбили, читая дневники жены великого писателя Анны Григорьевны Достоевской. «…Мы очень полюбили Старую Руссу… Но кроме самого города мы полюбили и дачу Гриббе… Дача г-на Гриббе была не городской дом, а скорее представляла собою помещичью усадьбу, с большим тенистым садом, огородом, сараями, погребом и пр. Особенно ценил в ней Федор Михайлович отличную русскую баню, находившуюся в саду, которою он, не беря ванн, часто пользовался», - пишет Анна Григорьевна.

Дача стояла на берегу реки, обсаженной громадными вязами, посадки еще аракчеевских времен.

Несколько лет подряд мы ездили в Руссу именно благодаря Федору Михайловичу.

Любили прогуливаться по старой булыжной мостовой, сохранившейся чудом. Любили идти вдоль реки по земле: то по спускающимся к реке тропам, то среди прячущихся в зарослях прибрежных кустов. И знали: здесь бродил великий писатель. Эта первозданная набережная сохранялась в ее нетронутой красоте, такой, какой знал ее Достоевский. Заповедные места! Георгий Ива-нович Смирнов, вдохновленный литературным подвигом Достоевского, много сделал для сохранения этой заповедной Руси. Сражался, можно сказать, до клочка, до пяди земли, за то, что принадлежало памяти писателя. Но мы Смирнова не знали, просто восстанавливаем его образ из воспоминаний других людей, близко знавших его. Он умер. Нам посчастливилось познакомиться с продолжателем его дела Верой Ивановной Богдановой. Познакомились мы с ней в самый первый наш приезд. Мы побывали у нее в гостях и были тронуты ее теплым приемом, а также получили в подарок незабываемое вкусное варенье из апельсинов.

На мой вопрос, как она пришла к вере, Вера Ивановна ответила просто:

С самого раннего детства я была верующей. У нас вся деревня была верующей.

Вера Ивановна родилась в деревне, в самой глубинке Батецкого района Новгородской области, что в восемнадцати километрах от Луги.

Свято-Троицкий храм в Старой Руссе.

В нашей деревне стояло два храма. Деревня была разделена на две части и принадлежала двум помещикам, и каждый из них построил для своих крестьян храм. Один храм был Никольский, а другой в честь святого Димитрия Солунского, куда мы и ходили всей семьей, там, на кладбище возле храма, наши все родные похоронены.

Слышали ли вы про потаенную Русь? - в свою очередь задала вопрос Вера Ивановна и сама ответила: - Россия, которая веру сохранила, обряды сохранила, верность Богу сохранила.

Когда в 1962 году приехали закрывать собор в селе Городня, это было при Хрущеве, собрали все иконы и свезли в баню, для сжигания. Мама пришла домой и плакала.

И долгое время мы думали, что иконы сожгли, и горевали от этого, но через несколько десятков лет, когда в храме вновь возобновились службы, в 1993 году иконы вернулись.

Мы удивленно посмотрели на Веру Ивановну. Она улыбнулась:

Мы тоже думали, что они сгорели, но истопник, которому было поручено их сжечь, вместо этого раздал людям. И вот эти люди стали их приносить обратно в храм.

В Руссу мы приехали вместе с мужем, оба учителя - он математики, а я литературы, устроилась на работу в краеведческий музей, - стала рассказывать Вера Ивановна, - в это время Георгий Иванович Смирнов восстанавливал музей Достоевского.

В музее должна вестись научная работа, иначе это не настоящий музей, - считает Вера Ивановна. - Сердце должно трепетать от подлинности, пусть даже экспонаты и не принадлежали тому, кому посвящен музей, но они должен принадлежать его эпохе. На каждый экспонат должно быть свое «досье».

Из соседней комнаты вышел черный грациозный кот, он испытующе оглядел нас - всё ли в порядке? - и после миролюбиво потерся о ноги, не спуская преданных глаз со своей хозяйки.

Ну что, пришел проверить? - засмеялась Вера Ивановна.

Красавец, - сказала я в одобрение коту.

Мы нашли кота на помойке и первое время выкармливали из шприца, - открыла нам историю его появления у них хозяйка.

Кот деликатно удалился, и мы продолжили разговор.

Как изменилась ваша жизнь, когда вы так тесно соприкоснулись с жизнью Достоевского?

Вера Ивановна не сразу ответила на этот вопрос. Немного подумав, произнесла:

Как Достоевский повлиял? Я стала тоньше чувствовать своих детей. (Детей у Веры Ивановны трое.) Стала их больше понимать, чувствовать острее их боль, когда читала в «Братьях Карамазовых» об Ильюшеньке. «Детками душа лечится», «Дети даны нам для умиления», - процитировала она любимого писателя.

Все дети похожи на Бога, всем улыбаются, всех любят и смотрят на мир и на людей доверчиво, но почему же так скоро некоторые из них вырастают в тиранов? - спросил мой муж Геннадий.

Мы в этом виноваты, мы, - вздохнула Вера Ивановна. - Знаете ли вы любимую молитву Достоевского? «Все упование на Тя возлагаю, Матерь Божия, сохрани мя под кровом Твоим». Каждый вечер он приходил к своим деткам, читал над ними эту молитву и на ночь благословлял их.

Чем для Достоевского была Старая Русса?

Старая Русса - это его дом, - чуть ли не воскликнула Вера Ивановна. - В самом глубоком смысле дом, и сад, и почва, и земля. Это единственное место, которое ему принадлежало, место, где он имел свое. Дом, в котором его любили, ждали. Дом с садом. Саду Достоевский придавал огромное значение. Он считал, что если у человека есть земля, то он участвует в управлении государством. Он переживал, чтобы его дети не выросли «стрюцкими». «Стрюцкий», по мнению Достоевского, - это человек без земли, без корней, которому нечем дорожить. И писал в дневнике: «Человечество обновится в саду, садом выправится».

Общение с землей облагораживает, работа на земле - оживляющий труд, - добавила Вера Ивановна

«Мужу нравился наш тенистый сад, и большой мощеный двор, по которому он совершал необходимые для здоровья прогулки в дождливые дни, когда весь город утопал в грязи и ходить по немощеным улицам было невозможно. Но особенно нравились нам обоим небольшие, но удобно расположенные комнаты дачи, с их старинною, тяжелою, красного дерева мебелью и обстановкой, в которых нам так тепло и уютно жилось. К тому же мысль о том, что здесь родился наш милый Алеша, заставляла нас считать дом чем-то родным», - писала Анна Григорьевна.

Анна Григорьевна и Федор Михайлович боялись потерять свой «излюбленный уголок». И случилось так, что наследница имения решила продать дом и запросила за него тысячу рублей. По тем временам это была большая сумма, и таких денег у семейной четы не было. Тогда Анна Григорьевна попросила своего брата, Ивана Григорьевича Сниткина, купить дом на свое имя, с тем чтобы перепродать его им, когда деньги появятся.

«Брат мой исполнил мою просьбу и купил дом, а я уже после смерти мужа купила у брата дом на свое имя. Благодаря этой покупке у нас, по словам мужа, «образовалось свое гнездо», куда мы с радостью ехали раннею весною и откуда так не хотелось нам уезжать позднею осенью. Федор Михайлович считал нашу старорусскую дачу местом своего физического и нравственного покоя и, помню, чтение любимых и интересных книг всегда откладывал до приезда в Руссу, где желаемое им уединение сравнительно редко нарушалось праздными посетителями», - пишет Анна Достоевская в своих воспоминаниях.

Мы, заглянув к Вере Ивановне «на минуточку», проговорили с ней два часа. Поэтому нам пришлось все же попрощаться с ней, чтобы дать ей покой.

Покой, - сказала Вера Ивановна, - это когда живешь в согласии с Богом. Чем больше я живу, тем больше убеждаюсь, что совершенен один Бог, поэтому на земле без Бога ничего совершенного построить нельзя. У Бога главное - любовь.

Достоевский христианский писатель, больше того - Православный.

…До сих пор стоит у меня перед глазами образ красивой русской женщины с добрыми морщинками возле глаз и светлыми спрятанными под косынку волосами. Образ Веры Ивановны для меня стал образом той потаенной Руси, богатой талантами, богатой верой, и безстрашной ее исповедницей.

Долго гуляли по Руссе, хотелось «переварить», осмыслить то новое, что услышали. Надо сказать, что Русса - город садов: зашел во двор, а там сад яблоневый. Однажды гуляли по окраине города, и улица завела нас в тупик. Оказалось, что это был сад. Можно сказать, сад этот был народный, говорили, что раньше на этом месте был интернат для детей. Кто им владел до этого, мне неизвестно. В августе можно было увидеть бабушек с корзинками, мальчишек, сбивавших палками яблоки. Приезжая в Руссу, мы всегда первым делом посещали этот сад. Радовались его доступности и красоте. В нем росли яблони разных видов. Мы бродили по саду и пробовали яблоки всех сортов.

Дошли до реки Полисть, прошли по Живому мосту и оттуда залюбовались берегами реки, Воскресенским собором, отражавшимся, как в зеркале, в неторопливой и безмятежной реке. Всё как раньше - чарующий закат, обаяние старины, но территория «нашего сада» выкуплена, сам сад наполовину вырублен и вдоль берега, ведущего к дому писателя, проложена дорога из кирпича.

Понравилось бы Федору Михайловичу гулять по дороге, закованной в асфальт? - задумчиво спрашивал муж, увидев это творение рук человеческих.

Амвросий Оптинский некогда сказал мудрые слова: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы как заляжем, так и встать не можем» .

Как бы нам вот так научиться жить, чтобы, даже касаясь земли, мы бы ей не вредили, не портили ее красоту…

Старорусская икона Божией Матери

Неудивительно, что к этой святыне в Старой Руссе, особенно почитаемой рушанами, привел нас Ф.М. Достоевский. Георгиевская церковь, в которой находится эта святыня - чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Старорусской», - высится неподалеку от дома, который снимали семья Достоевских. В самый первый приезд в Старую Руссу, в 1872 году, они остановились в доме священника Румянцева, служившего в этой церкви. Вот как пишет Анна Григорьевна: «Наконец, в три часа дня, пароход подошел к пристани. Мы забрали свои вещи, сели на линейки и отправились разыскивать нанятую для нас…дачу священника Румянцева. Впрочем, разыскивать долго не пришлось: только что мы завернули с набережной реки Перерытицы в Пятницкую улицу, как извозчик мне сказал: "А вон и батюшка стоит у ворот, видно, вас дожидается". Действительно, зная, что мы приедем около 15 мая, священник и его семья поджидали нас и теперь сидели и стояли у ворот. Все они нас радостно приветствовали, и мы сразу почувствовали, что попали к хорошим людям. Батюшка, поздоровавшись с ехавшим на первом извозчике моим мужем, подошел ко второму, на котором я сидела с Федей на руках, и вот мой мальчуган, довольно дикий и ни к кому не шедший на руки, очень дружелюбно потянулся к батюшке, сорвал с него широкополую шляпу и бросил ее на землю. Все мы рассмеялись, и с этой минуты началась дружба Федора Михайловича и моя с отцом Иоанном Румянцевым и его почтенной женой, Екатериной Петровной, длившаяся десятки лет и закончившаяся только с смертью этих достойных людей»

Старорусская икона Божией Матери.

Георгиевская церковь стоит на одноименной улице. Улица Георгиевская находится недалеко от соборной площади города. И если идти от центра площади, то маршрут будет пролегать мимо невысоких городских домов, похожих на белую пастилу. А если идти от дома Достоевских, то справа и слева будут окружать вас уютные деревянные деревенские домики, тесно прижатые друг к другу заборами. Вдоль улицы высажены кусты калины. Именно по этой улице шел Дмитрий Карамазов: "Калина, ягоды, какие красные!" прошептал он, не зная зачем».

Мы остановились у ворот церкви, у которых сидели местные бедные люди , жители города. Это единственный храм в городе, где мы увидели людей с протянутой рукой. Подумалось, что это, наверное, Провидение именно здесь и сохранило их. «Когда у моего мужа не найдется мелочи, а попросили у него вблизи нашего подъезда, то он приводил нищих к нам на квартиру и здесь выдавал деньги» . (А. Достоевская, «Воспоминания»)

Дочь Достоевского, Любовь Федоровна, вспоминает, что Достоевский «подавал всем бедным, встречавшимся на его пути, и никогда не мог отказать в деньгах, если кто-нибудь говорил ему о своем несчастье и просил помощи».

Миновав нищих, насовав в их протянутые руки сладости, мы вошли в храм. Теперь пишу и думаю, что если перед дверями рая окажутся стоящие нищие, убогие больные, бедные... - попадем ли в рай, минуя их?

В храме готовились к празднику Успения. На деревянном полу была выстелена дорожка из травы и цветов до алтаря и возле Старорусской иконы. Старорусская икона впечатляет не только размерами (278 см высота и 202 см ширина), но и уникальной историей. Икона была принесена когда-то в Старую Руссу из Греции, из города Ольвиополя.

Предание гласит, что, когда в 1570 году в Тихвине случилось моровое поветрие, то жители города просили позаимствовать чудотворную икону. Крестным ходом тихвинцы обошли город и на руках внесли его в Успенскую церковь Тихвинского монастыря. Мор прекратился.

…С возвращением иконы тихвинцы не торопились, а вскоре и совсем отказались ее вернуть. И только в 1787 удалось получить лишь список чудотворной иконы. Староста Воскресенского собора Илья Петрович Красильников сам поехал в Тихвин, и когда икону в очередной раз отказались вернуть, тогда по его заказу тихвинские живописцы скопировали Старорусскую икону «мера в меру». В 1788 году рушане встретили образ, который стал главною святынею Воскресенского собора города Старой Руссы. Несмотря на то, что этот список неоднократно являл чудотворную силу, исцеляя физические и душевные болезни, жители не оставляли надежды вернуть старинный Образ. Радостное событие случилось в правление Императора Александра III, который распорядился утвердить положительно прошение рушан. Желая достойно проститься со святыней, хранившей их город триста лет, тихвинцы обнесли чудотворную икону с крестным ходом вокруг Тихвина. А Старая Русса готовилась достойно ее встретить! День 18 сентября стал для Старой Руссы знаменательным событием. Такого стечения духовенства и богомольцев Старая Русса давно не видела. Колокольным звоном, который сливался с голосами множества певчих, встречали икону. Богослужение окончилось лишь к трем часам дня. А звон колоколов не утихал в монастыре целый день. Радуйся, райских дверей отверзение! (из Акафиста Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии)

Святыня вернулась на родную землю, а в Тихвине остался точный список. Долгожданное возвращение произошло к всеобщей радости горожан. Но оказалось, что святые лики на иконах расположены по-разному. Лик Богородицы кротко обращен на каждого приходящего к Ее образу. На левой руке изображен Ее Божественный Младенец, но лик Его обращен от Нее в сторону. В монастыре на иконе Младенец так же покоится на левой руке Богоматери, но лик Его обращен на этом образе к Ней.

До сих пор это различие объяснить не могут. Многие толкуют по-разному, о том, что стало причиной того что Младенец «отвернулся». Одна из версий, была такова: Младенец скорбит о грехах людских. Другие считали, что Он отвернулся в сторону при виде порочной жизни жителей города. Возможно и то, что, восстанавливая потемневший от времени Образ, иконописцы изменили положение лика. Но не исключали и чудесное преображение иконы.

После революции происходит изъятие церковных ценностей. В городском соборе открывается музей, куда переноситься Старорусская икона и где хранился список иконы, сделанный И.П. Красильниковым. В 1941 году во время оккупации икона исчезла, а инкрустированная драгоценными камнями серебряная риза, украшавшая Старорусскую икону Божией Матери, чудом уцелела. Сейчас в Георгиевской церкви чтится список чудотворной иконы. Это краткая история чудотворного Образа, который является самым почитаемым в городе. Перед Ним склонялся в поклоне великий писатель, когда приходил на Литургию.

Когда впервые входишь в храм, удивляешься не столько расписным сводам и обилию древних образов, сколько самой атмосфере. Кажется, что этот старинный храм так и остановился в том времени прошлого века. Поскрипывает деревянный настил под ногами, горят свечи на старинном массивном подсвечнике возле Старорусской иконы. Очи Богородицы глядят безстрастно. Ее молчание - молитва. Она Сама молитва! И Она присутствует не где-то в ином измерении, а здесь! И от этого становится и страшно и спокойно одновременно. Бабушки, прислуживающие в храме, отличались неспешностью, Все делалось неторопливо и спокойно. Нам вообще казалось, что в городе другое временно́е измерение. Они охотно показали нам место, где молился Достоевский. Всю Литургию обычно он стоял пред иконой Всех скорбящих Радость. Надо сказать, что образ Богородицы Всех скорбящих Радость был его любимой иконой. По словам жены, он любил молиться «в тиши, без свидетелей». «Я не пошла за ним, и только полчаса спустя отыскала его в уголке собора, до того погруженного в молитвенное и умиленное настроение, что в первое мгновение он меня не признал», - пишет Анна Достоевская. Врач писателя, Степан Дмитриевич Яновский, писал, что «вернейшее лекарство у него всегда была молитва».

А эту икону подарил сам святой Иоанн Кронштадтский, - сообщила сидевшая в уголочке на стуле прихожанка преклонных лет. Я подошла к темному углу под низким сводом и, посветив свечей, прочла дарственную запись на Смоленской иконе Божией Матери.

Икона наша Старорусская - чудотворная, - продолжала говорить, медленно произнося каждое слово, старушка. - Она Заступница наша, она нас и воспитывает и исцеляет, - тут бабушка вздохнула. - У каждого свои болезни то ведь.

Видите, Младенец как бы отвернулся от Богоматери, - так же тихо и медленно произнесла она. - Все-то думают, что Он отвернулся, а это Он к нам повернулся, к нам обращен.

Мы посмотрели на икону - и нам показалось, что всё движение Богородицы на иконе направлено навстречу людям. Она как бы говорит: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2,5).

Началась, праздничная служба, и мы уже не смели отвлекать старушку расспросами.

* 11 ноября (н. ст.) - день рождения великого писателя Федора Михайловича Достоевского, он родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. Этому памятному дню мы посвящаем эту публикацию.

Пора бы уже мне извлечь что-то из жизненных уроков, а то я продолжаю скакать на граблях, ожидая чего-то от тех или иных мест. Причём формула удивительно проста и работает всегда: когда ждёшь многого от поездки или от города, ожидания не оправдываются и остаёшься ты с чувством глубокого неудовлетворения. Если ничего не ждать - обязательно найдутся приятные сюрпризы, которые поднимут настроение, даже если и в целом городок не очень. Так же и в этот раз. Начитавшись в блогах положительных рассказов о Старой Руссе, думал увидеть здесь что-нибудь наподобие Суздаля или хотя бы Дмитрова. Чтобы были какие-нибудь древности, красоты и провинциальный уют и тишина. Ну и разочаровался, конечно. Древностей хватает, но после Великого Новгорода они уже не смотрятся. Красоты в весьма облезлом состоянии, а уюта нет и в помине. Впрочем, безотносительно моих личных эмоций, погодка выдалась дивная, древности - древними, а красоты - красивыми, так что ниже представляю 45 фото Старой Руссы и рассказ о ней.


1. Начну, пожалуй, с хорошего и лучшего, грязь оставим на потом. Авось до неё и не дочитаете. В Старой Руссе в довольно приличном количестве наличествуют древние храмы, состояние которых вполне хорошее.
В тихом месте близ берега речки Полисти, посреди советских пятиэтажек, расположились остатки от древнего Спасо-Преображенского монастыря, ведущего свою историю с 1192-го года. Облик монастыря, каким мы его знаем, в целом оформился в XVII-м веке, во время восстановления после шведско-литовского разорения времён Смуты.
На этом кадре - две церкви и колокольня XVII-го века. Колокольня - по центру, слева от неё выглядывает купол церкви Рождества Христова XVII-го века. Справа за колокольней прячется Спасо-Преображенский собор.


2. До сегодняшних дней дошли в том или ином виде четыре монастырские церкви. Причём основные разрушения монастырю принесли не большевики, при которых снесли лишь пару хозяйственных построек, а война. В Великую Отечественную он сильно пострадал, во многом потому что в его стенах находилась комендатура немецких войск, занявших город. То, что осталось, отремонтировали в 60-е и в наше время.
Взглянем на сам Спасо-Преображенский собор. Официально - 1198-го года, т.е. это первая церковь в Старой Руссе, но на деле он капитально перестраивался несколько раз.

3. Старая Русса и Великий Новгород - великолепная иллюстрация поговорки "лучшее - враг хорошего". Ни в коем случае не стоит ехать в Руссу сразу после Новгорода. Впечатления от неё остаются просто никакие. Основной и единственный её козырь - древние храмы. Они делают Руссу если не уникальным, то уж точно заметным и стоящим посещения городом на фоне, наверное, 90% остальных городов страны. Но вот Новгород совершенно точно войдёт в оставшиеся 10% и не оставит Руссе шанса. Там таких древних храмов гораздо больше и они куда разнообразней. Плюс к тому, там есть шикарный Кремль. Сам Новгород мало того, что аккуратнее и ухоженнее (логично, учитывая статус областного центра), так ещё и тише и уютнее (а вот это уже странно).
Слева от предыдущего комплекса храмов находится Сретенская церковь всё того же XVII-го века:

4. Ещё один частично сохранившийся храм монастыря - храм иконы Божией Матери "Старорусская". Просто так и не догадаешься, что невнятное здание со стильной неоновой вывеской "Спортивная школа" - это бывший собор 1889-го. Вроде бы в войну он и не так сильно пострадал, но восстанавливать его не стали, а на его основе сделали вот это. Имеем, что имеем:

5. Близ него поставили памятный камень, сообщающий об изначальном предназначении здания. Странное дело. Если бы просто снесли, так бы и не трогало. А тут - стоит такой короб, и внимания на него не обратишь. А как узнаешь о его истории - так и какой-то холодок по телу пробегает. Искалеченные останки пугают сильнее, чем просто отсутствие.

6. Следующая остановка - Троицкая церковь 1676-го. Построена всё после того же литовского разорения, на месте ранее существовавшей. В принципе, если приехать в Руссу прямиком из Москвы или Питера, одна только эта церковь вполне может впечатлить. Хоть для Новгородской земли XVII-й век - древность не столь уж и глубокая, а всё равно этот приильменский стиль, эти арки и своды завораживают. Но после Великого Новгорода такая церковь вызывает просто приятное эстетическое удовлетвроение. Всё же там такого в разы больше.

7. Ещё одна типично новгородская церковь - Мины Мученика. Это уже XIV-й век, настоящая бескомпромиссная древность. Почти полностью сохранилась старинная кладка из красного ракушечника. За одно такое прикосновение к истории Руссе можно было бы простить определённую неопрятность, опять же, повторюсь, если бы не Новгород, где всего древнего больше, а состояние - краше.


8. Рядом с ней - достопримечательность несколько иного, литературного формата. И в этом направлении Старая Русса, пожалуй, уже уникальна. Я говорю про дом-музей Достоевского. Здание, в котором он расположен, писатель с семьёй сняли в 1873-м, а спустя три года выкупили. Он стал первым собственным домом Достоевского, до этого жившего на съёмных квартирах. Использовал его он как дачу, бывая здесь летом вплоть до последнего года своей жизни.
Вокруг него сохранили участок булыжной мостовой и отдельные элементы быта. Также на прилегающей улице хватаем ям, грязи и разрухи, фото которых я почти не включаю в отчёт. Интересно, это тоже - часть антуража времён Достоевского, или же просто бесхозность? Если первое, то легко представить, как Фёдор Михайлович писал здесь самые мрачные, самые угрюмые главы своих произведений, что очень даже может быть, ведь именно в Старой Руссе были написаны "Бесы" и "Братья Карамазовы". Для города Скотопригоньевска из последнего Старая Русса стала прообразом. Хотя Петербург тех лет, вероятно, был ещё хуже. Здесь хотя бы спокойно и тихо.



10. Георгиевская церковь 1410-го года - ещё одна старорусская древность. Во время вышеупомянутого шведско-литовского разорения почти не пострадала. В послевоенные годы XX-го века была единственной действующей в городе. К Георгиевской примыкает также маленькая Благовещенская церковь. Известна ещё и тем, что была приходским храмом семьи Достоевских.


11. Какое-то неопознанное деревянное здание рядом с Георгиевской церковью. В очень хорошем для Руссы состоянии, за недешёвым церковным забором. Очевидно, относится к храму. Вместе с буйно цветущим плодовым смотрится красиво:


12. По другую руку от церкви - крепкий частный деревянный дом. Как водится, Старая Русса на 80% состоит из частного сектора. Каких-то особенных шедевров в нём я не заметил.


13. В шаговой доступности от памятника Достоевскому можно найти ещё одну древнюю церковь - Николая Чудотворца, 1371-го года постройки. Колокольня построена заметно позднее - в середине XVIII-го века. В советские годы в восстановленном после войны храме размещался краеведческий музей. Сегодня церковь - действующая, старообрядческая. Этот факт немного удивляет. Хотя бы тем, что в 90-е храм передали старообрядческой общине, а не РПЦ. Да и отличное состояние тоже нетипично для церквей староверов . Зачастую они находятся в достаточно ветхом виде. "С иголочки" старообрядческие храмы я встречал только здесь, в Старой Руссе, да в Питере. Вероятно, так происходит из-за отсутствия мощной финансовой поддержки со стороны государства.


14. Главным символом города стала, как ни странно, не одна из древних новгородских церквей, а очень красивая, но в масштабах всей страны всё же рядовая, церковь аж самого конца XVII-го века (новодел, по меркам Новгородчины). Нарядная и яркая, живописно расположенная на противоположном от главной площади города берегу реки Полисти, она не столь уникальна, как грубые и пропитанные пылью веков храмы XIV-го столетия.

15. Бросив взгляд на саму речку Полисть, потихоньку будем приземляться и от красивой церковной архитектуры переходить к обычным улицам Руссы, к её повседневной жизни. Это здесь, в ЖЖ, красивые и уникальные храмы идут подряд. В действительности перемещаться между ними придётся по пыльным, разбитым дорогам Старой Руссы, мимо облезлых старых домов и унылых пятиэтажек. В этом месте Русса к моему удивлению напомнила , лишь немного опережая его в плане благоустройства. Там точно так же в центре убитого города на берегу реки стоит красивый храм.

16. Главная площадь Руссы - Соборная (до недавних пор - Революции) - большой заасфальтированный прямоугольник, в конце которого возвышается дореволюционная водонапорная башня:


17. Обрамляют её несколько старых уездных домов. В частности, недавно отреставрированное здание женской гимназии, в котором находится школа. Они смотрелись бы куда лучше, будь площадь поменьше, поуютнее. А так не соблюдается пропорция. Для такого аэродрома дома по периметру должны быть четырёхэтажные. Надо сказать, что до войны Соборная площадь выглядела куда как интереснее: немцы полностью уничтожили комплекс гостиного двора (на прошлом кадре он был бы слева, на месте сквера) и ещё пару построек.


18. Негативно влияет на восприятие города отсутствие какого-то единого концентрированного старого города, кластера, по которому туристу было бы интересно гулять непрерывно, как в том же Новгороде например. Тут по разным местам разбросаны штук семь старинных церквей, отдельно - курорт, на отшибе - музей Достоевского, немного разрозненной гражданской архитектуры. А в пространстве между ними - частный сектор или хрущёвки. Каждый объект как вещь в себе интересен, но какого-то общего погружения в старину не получается. Просто ездишь по обычному постсоветскому городу от одной достопримечательности к другой.
Рядом с центральной площадью - обязательный Ленин:


19. Есть в Старой Руссе и пара-тройка улиц с дореволюционной гражданской застройкой. Она тут слегка рыхлая и не очень выразительная. Состояние, что удивило, ничуть не лучше, чем в соседних . Почему удивило? Ну вроде бы Русса - город хорошо известный, популярный у туристов. Тут огромный санаторий-курорт прямо в центре города, приезжих волей-неволей всегда полно. Городу в сети целый официальный туристический сайт забабахали, с довольно соблазнительным описанием всех его прелестей. По сути, Русса - второй после Новгорода город региона в культурном и туристическом плане. Тут и промышленность живая есть, а значит и какие-никакие деньги. А Сольцы - маленький, бедный и малоизвестный городок на отшибе. Тем не менее, состояние старины одинаково слабое. В Сольцах купеческая застройка даже поинтереснее показалась. Она там как-то более сконцентрирована и в то же время разнообразна.


20. Два года назад мы посетили два других города Новгородской области - и . Оба оставили весьма приятное впечатление. Сейчас сложилось ощущение, что мы в другую Новгородскую область приехали. У побитых Сольцов и Старой Руссы ничего общего с Валдаем и Боровичами, которые, конечно, бедны, что видно невооружённым взглядом, но куда как опрятнее, держатся с достоинством. Про них можно сказать "бедненько, но аккуратненько", "скромно, но со вкусом". Про Руссу и Сольцы так не скажешь. Может быть, дело всё же в деньгах? В Боровичах - мощный и почти не потерявший прыти с советских времён завод огнеупоров и ещё масса чего, в Валдае - филиал "Газпрома". Видимо, там всё-таки какие-то излишки на содержание городов перепадают.

21. При том, что Старая Русса - довольно популярный туристический город, да к тому же ещё и курорт, тут негде нормально покушать. Желание, может быть, и приземлённое. Только приехав голодным после длинной дороги и осмотра Сольцов, воспринимать новый город тяжеловато. В результате питаться пришлось на автозаправке. Обычно "Газпромнефть" всегда выручала, становясь последним оплотом, если негде больше поесть. Но в Старой Руссе даже на ней еда оказалась паршивая.
Дом слева послужил прообразом дома Верховцевой, героини "братьев Карамазовых" Достоевского:

22. Неожиданно красиво смотрится соседство бывшего пожарного депо конца XIX-го века (частично его сегодня занимает кафе) и бывшего Алексеевского реального училища начала XX-го (в нём сейчас политехнический колледж):


23. А вообще Старая Русса встретила нас какими-то совершенно невообразимыми рытвинами на перекрёстках, пылью, медленным и плотным траффиком, советскими домами. На этих дырявых дорогах мы чуть не попали в аварию и вдобавок с дороги поесть нормально не удалось. Понадобилась определённая концентрация внутреннего ресурса, чтобы не плюнуть на всё и заставить себя беспристрастно посмотреть на город, добраться до старинных церквей и памятников.


24. От предыдущей картинки свернули за угол. Обозначенная даже специальным знаком пешеходная дорожка словно с издёвкой залита водой. Дождей при этом не было уже три дня. Откуда она тут взялась? Особенно все эти ямы, рытвины и лужи хорошо смотрелись на фоне предвыборных плакатов какого-то местного кандидата. Какие-то враги сидят в его штабе, раз повесили его патриотичное лицо именно здесь. Русса не подарок, конечно, но уж место получше всяко можно было найти.

25. Ведёт эта мокрая дорожка к сталинскому зданию бывшего клуба Красной армии:

26. Напротив него - музей Северо-Западного фронта. Слева от музея видна небольшая открытая площадка с военной техникой. Как видно по фрагментарности сохранившегося старого города, война по Старой Руссе прошлась очень сильно:

27. Иные здания вроде бы и пережили войну, но сегодня подзаброшены. Дом, представленный на фото, известен тем, что в нём родился советский писатель В.М. Глинка.


28. По соседству с домом-музеем Достоевского стоит дом Гайдебурова конца XIX-го века. П.А. Гайдебуров был известен как либерально-демократический общественный деятель и журналист. Один из его сыновей стал известным актёром и режиссёром, народным артистом РСФСР:

29. А этот дом - напротив дома-музея, на противоположном берегу речки Порусьи. Известен как "Дом Грушеньки", по имени проживавшей в нём Агриппины Меньшовой, близкой знакомой Достоевского. Считается, что она послужила прототипом Грушеньки Светловой из "Братьев Карамазовых". Все три дома, показанные на последних фото, дореволюционные, все три фигурируют в различных источниках как достопримечательности и все три заброшены.

30. Особняком в городе стоит известный одноимённый курорт. Соли, выпаривание которых в своё время принесло городу рост и экономическое развитие, оказались ещё и лечебными. Сегодня территория курорта и его парка принадлежит санаторию, который в свою очередь вошёл в международную гостиничную сеть Amaks. Вход на неё, некогда бывший свободным, несколько лет назад сделали платным, в том числе и для местных жителей. Цена не очень высокая, я конечно не смог не зайти.


31. Первое впечатление - этакий оазис тенистых аллей и красоты посреди ветшающего города. Тут же возникают мысли о какой-то сегрегации, что вся эта красота только для тех, кто платит деньги, а коренные рушане, проживая в этом городе, не имеют возможности туда свободно попасть, что было бы справедливо. Впрочем, погуляв по парку, изучив его детально, понимаешь, что не так много они и теряют. На роль оазиса для богатых курортный парк никак не тянет. Всё та же ветхость, та же неухоженность, что и в городе. Может быть, масштабы поменьше.


32. Сразу после входа в парк посетителей встречает памятный знак, сообщающий год основания курорта и текущую дату, с помощью клумбы-календаря:


33. Один из символов курорта и города в целом - Муравьёвский фонтан, считающийся мощнейшим минеральным источником в Европе. Пробурили его в 1859-м, однако вода в нём оказалась столь солёной, что для лечения была непригодна. Так он и остался украшением парка. До войны он находился внутри красивого павильона с куполом, галереями соединённого с санаторными корпусами. Разрушенный немцами, как и весь санаторий, павильон восстановили в упрощённом виде, однако он быстро проржавел из-за солёной воды.

34. Курорт "Старая Русса" - один из старейших в центральной России. Основан в 1828-м. Первое время здесь лечили военных. Вскоре слава о чудодейственности местных вод и грязей быстро распространилась по стране. Резкий рост и развитие курорта начались после того, как на нём прошли курс лечения двое членов императорской семьи. Своим пребыванием здесь они остались чрезвычайно довольны. С тех пор на курорте стали регулярно бывать звёзды театра и эстрады тех лет. Курорт принёс Старой Руссе небывалое благоустройство.
Здание грязелечебницы 1958-го:

35. По сути, Русса стала настоящим курортным городом, который жил своей жизнью, мало похожей на жизнь остальной страны. Примерно как современные Сочи или Светлогорск. Курорт продолжил развиваться и при коммунизме. Он стал круглогодичным, здесь лечились и отдыхали тысячи трудящихся. Всё испортила война. Немцы уничтожили всё, что долгие годы создавалось врачами, администрацией и местными жителями. На территории курортного парка было устроено кладбище офицеров СС. После войны его, конечно, восстановили, но былого великолепия уже не вернуть.
Напротив входа в грязелечебницу - бюсты Добролюбова и Горького, которые когда-то тоже здесь лечились:


36. Только-только напротив санатория открылся интересный объект - усадьба средневекового рушанина. Это реконструкция, как не сложно догадаться, жилища и быта, характерных для этих мест в древности. Говорят, при создании комплекса основывались на данных археологических изысканий. Особое внимание уделено солеварению, т.к. именно оно было основой экономики древней Руссы. В усадьбе организована интерактивная солеварня. Сам оценить не могу, т.к. времени на посещение сего чудного музея не было.


37. Официальной датой основания Старой Руссы считается 1167-й - это год её первого упоминания в летописных источниках. Однако доподлинно известно, что полноценное русское поселение существовало здесь на тот момент уже очень давно. Наиболее вероятным периодом образования города называют конец X-го - начало XI-го веков. Из-за этой неопределённости Руссу зачастую называют древнейшим городом Руси. Возможно, это и не так далеко от правды. Более того, существует мнение, что и название нашей страны пошло от Руссы, по имени которой когда-то называлась окрестная местность, куда в своё время пришли варяги, включая Рюрика, и откуда родом, по одной из версий, были князья Аскольд и Дир.

Мы тут побывали одним днём, приехав утренним поездом и уехав вечерним.

Старая Русса - город в Новгородской области (не путать с нижегородской) с почти тысячелетней историей и 30-тысячным населением.
Жители города зовутся рушанами.
Здесь Достоевский писал "Бесов" и "Братьев Карамазовых", во время ВОВ город был практически весь разрушен, а на месте старорусского парка было устроено кладбище СС.

В настоящее время Старая Русса известна градообразующим предприятием - 123-м Авиаремонтным заводом, а также лечебно-оздоровительным курортом, имеющий в своем распоряжении несколько источников минеральной питьевой воды и целую сеть соляных озер, со дна которых добывают биологически активную сульфидно-иловую грязь.

Воскресенский собор 17-го века в советское время побывал в роли клуба, кинотеатра и склада, а во время войный немцы устроили там конюшню.
С 1992 года храм опять используется по назначению, а недавно был отреставрирован.

Стоянка поезда, идущего в Псков, длится 10 минут.

Поезд прибывает в 3:38 и кому-то уже невтерпёж покурить.

Первым гостей города встречает вокзал.

Голубое здание сталинской архитектуры было, судя по всему, недавно покрашено и отремонтировано.

Внутри чисто и красиво, кафе работает до 18 часов, в остальное время (расписание ниже) предоставляются услуги буфета.
Пассажиры по-старинке покупают билеты в кассе, котэ наблюдают.
При входе доска с подозреваемыми.

Кстати, отличное название на замену "бизнес-ланчам" - комплексный обед!

Из минусов вокзала - ужасающий запах в туалете. Такое чувство, что здесь собрался "аромат" нескольких поколений. Дышать невозможно, хотя с виду довольно чисто.

Таксисты около автовокзала ждут клиентов. Кстати, поездка по центру города - 50 рублей.
Утром до гостиницы нас доставили за 150.

Гостиниц в Старой Руссе несколько и самая крупна - "Полисть", названная по имени местной реки.
При входе настораживает бумажка с букинга, где по отзывам рейтинг составляет 8,3 баллов из 10.
Что ж, проверим, так ли это.

No ... что?

Утром на ступеньках пасутся котики, это плюс.

В основном симпатичные и стеснительные.

Номер за 1400 рублей (въезд в 4 утра, выезд в 10).
Ну что сказать... Видимо, по сравнению с другими клоповниками это супер-номер. А по мне, так обычная 1-2-звездная, а не 3*, как указано на сайте.

Шторы светлые, без наглазника не выспаться.
Розетка одна черт знает где - на стене около телевизора, рядом с кроватью только тумбочка.
Кровать короткая, матрас слишком мягкий и проваливается, когда садишься.
Стены картонные. Мне было слышно сквозь беруши (!) кашляющего соседа, а шум с парковки под окнами тоже не доставлял.
Утром по коридору начали носиться и визжать дети, соответсвенно, никакого сна.

Из плюсов - неплохое бельё. Белое, как и полотенца.

На улице уютная с виду летняя терраса, фонтанчик, мангал.

Довольно обильный завтрак, включающий даже жареную треску и пять видов салатов с маянезиком.
Но при этом на столах грязь от предыдущих позавтракавших, а три работника столовой стоят и бьют баклуши или треплются о своём. За полчаса никто нигде салфетки не сменил. Из динамиков какая-то навязчивая музыка. Спасибо, что не телевизор на всю катушку с Малышевой.
Кстати, еще показатель советского обслуживания - при входе на здравствуйте или доброе утро! следует угрюмый взгляд и гробовое молчание.
Неужели трудно обучить персонал элементарной вежливости?

Моя оценка - 3.

С утра до вечера были на экскурсии на 123-м авиаремонтном заводе, где ремонтируют Ил-76, L-410 и двигатели Д-30КП.
У завода большая ухоженная территория, прекрасный музей и парк. Об этом будет отдельный репортаж.

Прокатились немного с таксистом по памятным местам.
Достоевский Фёдор Михайлович дорогой наш.

В городе существует сохранившийся до наших дней дом-музей Достоевского.
Это была первая недвижимость, купленная Федором Михайловичем в 1876 году и здесь он писал своих "Карамазовых", "Идиота", "Бесов"...

Дом чудом сохранился после революции и двух войн, а датой основания музея считают 1909 год.

Буквально в пяти метрах набережная реки Порусьи - кстати, с нашего берега укрепленная большими валунами, на которых приятно посидеть вечером.

До покупки дома Достоевский приезжал сюда на съемную дачу, но она не сохранилась.

В городе много храмов, названия не запоминаю, просто любуемся из окна.

Послевоенная архитектура.
Дикси, дома на улице Великая, внизу справа Научно-культурный центр имени Достоевского.

15 век, церковь Мины-мученика. Реставрирут потихоньку.

В на юге города на площади 92 га раскинулся курорт Старая Русса, который предназначен для лечения органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы и гинекологических, функционирует детский центр восстановительного лечения, лечебный плавательный бассейн с минеральной водой и пляж у озера.

Муравьевский фонтан например и павильон с двумя минеральными источниками. Рекомендуемое время приема воды - 9-11 утра.

Весной город посетил президент, а чуть позже присвоил Старой Руссе звание "Город воинской славы".
К его приезду многое привели в порядок, в том числе пару экспонатов около военного музея.

Везде можно полазать и все можно потрогать.

В стволе нашлась монетка.

Ленон и Воскресенский собор.

Плиточка уже не торт.

На заглавное фото поставила самую красивую, на свой взгляд, фотографию, а может стоило другую? Вот варианты:

Вариант со срачем, который на набережной оставляют свиньи.

Вариант с отражением.

С цветочками-зеленями.

Зашли в ресторан "Муравьев" с пластиковыми стульями и столами на улице.
Тут сразу попрошайка. Попробуйте угадать, на какой из фотографий он голодный, а на какой сытый (после того, как схомячил почти половину курогруди).

Водонапорная башня на площади Революции, построенная в 1908-1909 годах

Площадь без скамеек, народ тусит около автомобилей.

Зато есть где детям побегать.

Администрация, видимо, боится, что если поставить тут скамейки, народ начнет усиленно на них бухать.

А народу и скамейки не нужны, всё равно место для принятия найдется.
Чипсы собакен грыз без удовольствия.

Ой, а что это такое делает дяденька?

А дяденька пролил потрвешок в пакете и хочет, чтобы ни капли не пропало.

Город контрастов.

Рушане - жители Старой Руссы.

Много симпатичных девчонок.

Старорусская мода.

Неудобно же в такой позе сидеть? Или это не просто посиделки?

Завидев камеру, одни мгновенно попрятали лица (стеснительные, наверное), другие остались спокойно наблюдать. Что это было?

Велосипед и пиво - совместимо ли?

И домой.

В общем, Старая Русса оказался довольно милым, тихим провинциальным городом, в котором дают вторую жизнь самолетам.
Мне понравился.

Небольшой, но очень древний городок Старая Русса , на мой взгляд, необоснованно обделен вниманием туристов, и очень зря. Не уступая по красоте большинству "сувенирных" городов Золотого Кольца, он очень мил и тих.

Старая Русса - древний город , буквально на несколько лет моложе Москвы. Сегодня предлагаю прогуляться по этой архитектурной жемчужине Новгородской области.


Основная проблема Старой Руссы - относительная транспортная недоступность. Город находится вдалеке от крупных транспортных магистралей, и чуть ли не единственный удобный вариант добраться до него из Москвы - по железной дороге. Кроме того, Русса находится достаточно далеко от крупных областных центров, что, с учетом фактического расписания местного транспорта, не позволяет скататься туда "одним днем" из популярных у туристов Новгорода или Пскова. Впрочем, город совсем небольшой и прекрасно ориентирован на посещение именно "одним днем", что и было сделано.

Застройка центра города типичная для провинциальных городов с долгой историей - 1-2-3-этажные каменные дома с покатыми крышами. Центральную площадь тут украшает водонапорная башня столетней давности

Типичный дом в центре города может выглядеть как-то так

Ближе к окраинам город по застройке напоминает, скорее, зажиточное село

Удивительно, но центральный мост города до сих пор вымощен... досками, причем не только на тротуарах, но и на проезжей части

Правда, есть в Старой Руссе и несколько "современных" районов, застроенных лет 30-50 назад. Для Старой Руссы, считай, новостройки...

Городские власти чтут историю города и прививают любовь к ней горожанам, причем достаточно необычными инструментами - камнями-табличками.

Главное событие последних 150 лет в городе - отбытие в этих местах ссылки Ф.Достоевским. У него, кстати, тут очень симпатичный дом-музей, о котором мы поговорим позднее.

О Ф.Достоевском тут многое напоминает

Но все же больше всего в городе очень красивых церквей самых разнообразных архитектурных стилей. Один из самых красивых соборов города - недавно отремонтированный Воскресенский , XVII века

Колокольня собора, конечно, раза в 2 помоложе, но смотрится с ним очень органично

Но лучше всего он смотрится с реки Полисть...

И отражении ее вод, разумеется.

В погожий денек река дает отличные пейзажи

В южной части города церкви более древние

Самые древние из сохранившихся построек в городе - ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

Сейчас в монастыре городской краеведческий музей.

Но снаружи храмы отреставрированы вполне себе неплохо.

Тут находится карта города, каким он был во времена Достоевского.

Рядом с монастырем обитает большая колония бездомных котов, предводитель которой - огненно-рыжий самец по кличке Чубайс. Подобно своему тезке, он в течение 10-15 минут пересматривал результаты приватизации каких-то объедков одновременно с 3-4 своими соплеменниками, угрожающе крутя хвостом.

Из памятников нельзя не отметить стеллу "Орел" в память погибших в русско-японскую войну российских солдат.

В двух шагах от "Орла" прямо на улице небольшая экспозиция техники времен Великой Отечественной.

Доски объявлений защищают от несанкционированной расклейки простой решеткой.

В советские времена храм, разумеется, использовался как склад, оттого оригинальной росписи в нем не осталось. Да и прихожан совсем не много.

В городе встречаются любопытные надписи. Кто такие анти-антифа я так и не понял. Боевой отряд местных националистов что ли?

И Трус, и Балбес, и Бывалый...

И Маркс, и Энгельс, и Бендер...

И даже персонажи из "Звездных Войн" и советских сказок.

Тем более, повод выпить есть. В город приехала кочевая распродажа!

4 сентября 2015 года в Старорусском филиале Новгородского музея-заповедника была открыта выставка «Взгляд в прошлое. Тысячелетняя история Старой Руссы в археологических находках» . Я в этот день был занят в Новгороде, но благодаря Антону Каменскому , любезно поделившемуся фотографиями, могу представить фоторепортаж с открытия.



На выставке можно увидеть не только находки полевого сезона 2015 года, но и предметы из археологических коллекций разных лет, в т.ч. хранящихся в фондах Новгородского музея-заповедника и его старорусского филиала и не представленных в постоянных экспозициях.

Началось открытие с приветствий и лекции со слайдами рассказа о находках и открытиях этого сезона.

Экспозиция выставки состоит из семи основных разделов. Первый - «История археологического изучения Старой Руссы» . Он посвящен археологическим исследованиям и археологах которые внесли вклад в изучение культурного слоя Старой Руссы.

Следующий - «Русса до Руссы» . Эта часть выставки посвящена эпохе позднего неолита и раннего металла (III-II тыс. до н. э.)э.Остатки поселения этого периода были обнаружены в нижней части культурных напластований Пятницкого-I раскопа в 2012 году.

Большая часть экспозиции посвящена средневековой Русе. Это разделы «Становление города» (повествует о древнейшем этапе жизни города на рубеже X – XI и в XI веке) и «Средние века – эпоха расцвета» (рассказывает о повседневной жизни рушан в средневековый период).

Здесь представлено всё многообразие находок, отражающих самые разные стороны жизни средневековых горожан.

Находки из ранних слоёв -

Кожаная обувь -

Различные бытовые предметы -

Свистульки и брунчалки -

Ювелирные изделия -

Доска для игры в "Мельницу" -

Игрушки: шары, мячи, кости и т. д.-

Коллекция тканей -

Отдельно представлена подборка интересных берестяных грамот Старой Руссы и коллекция вислых свинцовых печатей.


Часть выставки - «Смутное время», повествует о XVI – XVII вв. в истории Старой Руссы и материальной культуре этого времени.

«Город-курорт» - так называется часть выставки, посвященная повседневной жизни рушан в XVIII – XIX вв.

Завершает выставку раздел «Старая Русса в годы Великой Отечественной войны глазами археологов» , который отражает некоторые моменты жизни в это трудное время.

Выставка будет доступна для посетителей в течении сентября – октября 2015 года. Приглашаем всех желающих.

Исследования на Пятницком-II раскопе в 2015 г. велись при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-01-18034е.