Куда сходить в Париже: интересные места и достопримечательности. В париж со своим самоваром Куда сходить в Париже за впечатлениями

В полдень 31 марта 1814 года кавалерия во главе с царем Александром I триумфально вступила в Париж. Город наводнили русские. Казаки превратили берега Сены в пляжную зону. «Водные процедуры» принимали, как на родном Дону — в нижнем белье или совсем нагишом.

Шахматный ход

В 20-ых числах марта Наполеон после успешных действий против союзников на территории Франции отправился к северо-восточным крепостям, чтобы усилить армию и принудить союзников к отступлению. Он не ожидал наступления на Париж, рассчитывая на известную несговорчивость союзных армий. Однако 24 марта 1814 года союзники срочно одобрили план наступления на столицу. Чтобы отвлечь Наполеона, против него выслали 10-тысячный кавалерийский корпус под началом генерала Винцингероде. Тем временем союзники, не дожидаясь сосредоточения войск, начали наступление на Париж. Из-за неподготовленности было потеряно 6000 солдат. Город взяли за сутки.

Разбив немногочисленный отряд, Наполеон понял, что его провели: «Это превосходный шахматный ход! Никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать».

Всем Парижем

Больше всего парижане боялись мести русских. Ходили истории о том, что солдаты обожают насилие и забавляются варварскими играми. Например, гнать людей голыми на порку в мороз.

Генерал-майор Михаил Федорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятому городу:

«Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались».

Когда на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, многие горожане бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора. «Народу на Сен-Мартинской площади, площади Людовика XV и аллее было такое множество, что дивизионы полков едва могли проходить через эту толпу». Особенный энтузиазм высказывали парижские барышни, которые хватали за руки иностранных воинов и даже взбирались им на седла, чтобы лучше рассмотреть входивших в город завоевателей-освободителей. Русский император выполнил свое обещание перед городом, остановив малейшие преступления

Казаки в Париже

Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев (разве что по форме), то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами - такие же, как на картинках во французских газетах. Только реальные казаки были добрые. Восхищенные стайки детей бегали за русскими солдатами. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков.

Во время своего пребывания во французской столице казаки превратили берега Сены в пляжную зону: купались сами и купали своих коней. «Водные процедуры» принимали, как на родном Дону — в нижнем белье или совсем нагишом. О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд даже называется: «Казаки в Париже».

Казаков пленил город, особенно красивые девушки, игорные дома и вкусное вино. Казаки оказались не слишком галантными кавалерами: по-медвежьи тискали ручки парижанок, объедались мороженым у Тортони на бульваре Итальянцев и наступали на ноги посетителям Пале-Рояля и Лувра.

Русские французам виделись незлобливыми, но и не слишком деликатными в обращении великанами. Парижанки давали солдатам первые уроки этикета.

Французов пугали азиатские конные полки в составе русской армии. Они ужасались почему-то при виде верблюдов, которых привели с собой калмыки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в своих кафтанах, шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку.

Еще раз о бистро

Парижане были поражены общением с русскими. Французские газеты писали о них, как о страшных «медведях» из дикой страны, где всегда холодно. И парижане удивились, увидев рослых и крепких русских солдат, которые по виду совершенно не отличались от европейцев. А русские офицеры, к тому же, практически все говорили на французском языке. Сохранилась легенда, что солдаты и казаки заходили в парижские кафе и торопили разносчиков еды: "Быстро, быстро!", поэтому закусочные в Париже-де и стали называться бистро.

Однако эта версия находит подтверждения у французских языковедов. Первые упоминания использования слова «bistrot» во французском языке относятся лишь к 1880-ым. Кроме того, есть похожие диалектные и просторечные слова, например, bist(r)ouille, bistringue или bistroquet. Французский этимологический словарь "Robert" связывает бистро с диалектным bistouille - "пойло, плохой алкоголь". Русская версия квалифицирует как «чистую фантазию».

Командир русского оккупационного корпуса граф Михаил Воронцов в 1818 году, когда последние солдаты покидали Францию, заплатил за всех долги. Для этого ему пришлось продать имение Круглое.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас суббота, а значит в эфире Первого канала можно смотреть телеигру "Кто хочет стать миллионером?". В этой статье можно ознакомиться с текстовым обзором игры, а также узнать все ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 7.10 2017.

В студии за столом, напротив ведущего Дмитрия Диброва, находятся игроки первой части игры "Кто хочет стать миллионером?" за сегодня, 7 октября 2017 года. Это Юрий Стоянов и Игорь Золотовицкий . Игроки выбрали несгораемую сумму в 200 000 рублей.

1. Какая участь постигла теремок в одноимённой сказке?

  • сгорел
  • утонул
  • развалился
  • подвергся рейдерскому захвату

2. К чему призывает гардемаринов припев песни в фильме Светланы Дружининой?

  • не задирать нос
  • не вешать нос
  • не клевать носом
  • не водить за нос

3. Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?

  • "Стоп"
  • "Вызов диспетчера"
  • "Поехали!"

4. Какое выражение означает то же, что "идти пешком"?

  • выйти в люди
  • на своих двоих
  • пойти по миру
  • на все четыре стороны

5. Из чего делают строганину?

  • из сосны
  • из лосося
  • из мрамора
  • из капусты

6. При каком режиме работы стиральной машины особенно важна центробежная сила?

  • стирка
  • полоскание
  • отжим
  • замачивание

7. Какая фраза из фильма "Волшебная лампа Алладина" стала названием альбома группы "АукцЫон"?

  • "Спите, жители Багдада!"
  • "В Багдаде всё спокойно"
  • "Багдад - город большой"
  • "Да возвестят в Багдаде!"

8. Где занимают места матросы парусника по команде "Свистать всех наверх!"?

  • на реях мачт
  • на капитанском мостике
  • на верхних койках
  • на верхней палубе

9. Какой из четырёх портретов в фойе театра на Таганке был добавлен Любимовым по настоянию райкома партии?

  • Константина Станиславского
  • Бертольда Брехта
  • Евгения Вахтангова
  • Всеволода Мейерхольда

10. Флаг какого государства не трёхцветный?

  • Бельгии
  • Албании
  • Ирландии
  • Румынии

11. Кого с полным правом можно назвать потомственным скульптором?

  • Эрнста Неизвестного
  • Александра Рукавишникова
  • Михаила Шемякина
  • Зураба Церетели

12. Как называется модель человеческого тела - наглядное пособие для будущих врачей?

  • призрак
  • зомби
  • фантом

13. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

  • перстень с изумрудом
  • портрет императрицы
  • пшеничное зерно
  • золотая курочка

Игроки благоразумно отказались отвечать на тринадцатый вопрос и решили забрать деньги. Выигрыш игроков первой части игры "Кто хочет стать миллионером?" за 7 октября 2017 года составил 400 000 рублей. Предполагаемый ответ, который хотели дать игроки оказался неправильным.

В студии находятся участники второй части игры "Кто хочет стать миллионером?" за сегодня, 7.10.2017. Это Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв - ведущие программы "Доброе утро" на Первом канале. Игроки второй части сегодняшней игры выбрали несгораемую сумму в 200 000 рублей.

  • профиль
  • силуэт
  • отражение

2. Куда, если верить крылатой фразе, ведёт дорога, вымощенная благими намерениями?

  • домой
  • в Изумрудный город
  • в небо
  • в ад

3. Что используют для просеивания муки?

  • дуршлаг
  • тёрку
  • сито
  • блендер

4. Как правильно продолжить строчку Пушкина: "Он уважать себя заставил..."?

  • И убежал, не чуя ног
  • И думал: "Бедность не порок"
  • И лучше выдумать не мог
  • И заиграл тяжёлый рок

5. Что в нынешнем году появилось впервые в истории розыгрыша футбольного Кубка конфедераций?

  • светоотражатели на форме судьи
  • видеоповторы для судей
  • исчезающий спрей
  • электронная красная карточка

6. В каком городе находится недостроенный храм Святого Семейства?

  • в Мадриде
  • в Валенсии
  • в Барселоне
  • в Малаге

7. Как заканчивается строка популярной песни: "Падала листва, и метель мела..."?

  • Нас судьба свела
  • Как твои дела?
  • Ты меня звала?
  • Где же ты была?

8. Каким творчеством занимался Аркадий Велюров в фильме "Покровские ворота"?

  • показывал фокусы
  • пел куплеты
  • дирижировал оркестром
  • рисовал шаржи

9. Прибавлению чего, как считается, должно способствовать растение толстянка?

Косенко Сергей

Приключения русских в Париже

Бывает так, что мечты сбываются. Ну, скажите, кто не мечтал посетить Париж, чтобы своими глазами увидеть Нотр-Дам, Лувр, Пале-Руаяль, Эйфелеву башню, Монмартр, прошвырнуться по Елисейским полям или Большим бульварам и вообще? Молодому дипломату, мне повезло - послали на работу в советское посольство в Париже и там назначили в группу культуры. Отвечать за сотрудничество в области кино и распространение русского языка.

Прибыв к месту службы 1 апреля 1983 года, я только на месте осознал, что это отнюдь не была первоапрельская шутка. А еще через три дня французские власти объявили о высылке из Франции 47 советских дипломатов, деятельность которых, по утверждению этих властей, «не соответствовала их дипломатическому статусу». Высылка, естественно, сопровождалась новым всплеском антисоветской истерии во французской прессе и на улицах. Этому в немалой степени способствовали сами действия родных партии и правительства. В результате выходящую к нашему посольству улочку временно переименовали в улицу Сахарова в знак солидарности с академиком, отправленным в ссылку в Горький, а возле самого посольства постоянно дежурили пикеты протестующих против преследования инакомыслящих в СССР. Позже их сменили демонстрации в связи с гибелью южнокорейского Боинга, сбитого бдительными советскими ПВО с 269 пассажирами на борту. Потом Чернобыль. Потом еще что-то. В этой суматохе, при отъезде из Парижа после успешных гастролей Ленинградского симфонического оркестра под управлением Евгения Мравинского, группа политически активных, молодых людей приковала себя цепями к вагону музыкантов. Прибывшая полиция не торопилась перекусить цепи специальными щипцами и вела с демонстрантами вялые переговоры. Отправка поезда сильно задерживалась. Тогда престарелый маэстро вышел к демонстрантам и назвал себя. Ему повезло - по всей видимости, среди протестующих оказались любители классической музыки, потому что спустя пятнадцать минут вагон освободился и поезд тронулся в путь. Правда, рассказывали, что, выбившись из графика, он все равно на два дня застрял где-то на границе с Германией.

В общем, как говорится, за окном шла обычная холодная война и ее раскаты то и дело гремели вокруг импозантного здания на бульваре Ланн, которое ехидные французы прозвали бункером. Особенно усердствовали тогда в «развенчании» советской идеологии «молодые волки» французской философии Бернар-Анри Леви и Анд-ре Глюксман. Гневно клеймил советский режим знаменитый французский певец и бывший коммунист Ив Монтан. Французские артисты помельче не брезговали мелкими гадостями. Тогда еще не очень известный комик Кристиан Клавье снялся в убогой пародии на убогую советскую действительность под названием «Твист эгейн в Москве», а маститый актер и «знаток» России Робер Оссейн, он же незабвенный Жоффрэ из «Неукротимой Анжелики», выпустил глупейшую ленту под названием «Красная икра», в которой советские агенты, одетые а ля рюсс в зипуны и тулупы в саду особняка почти в самом центре Женевы жгли костры, пили горькую и пели хором тоскливые песни перед тем, как замочить свою очередную жертву из числа невинных местных жителей. Сильный, но буржуазный певец Мишель Сарду тоже отметился в этом жанре обличительной песней, адресованной прямо покойному Владимиру Ильичу. Певец послабее, но популярный тогда во Франции Ален Шамфор, тоже сочинил какую-то ритмичную дребедень про девушку по имени Ивановна, которая не может уехать к любимому за границу, т.к. владеет «государственным секретом». Интересно, каким? Короче, атмосферка для жизни и работы на берегах Сены тогда была та еще, не утешала никакая Эйфелева башня. Французы, даже друзья, видели в советских дипломатах только шпионов или агентов влияния. Автору этих строк не раз намекали на то, что его не выслали не потому, что он чист, а потому, что оказался ловчее других.

Не мне судить, кто из высланных какой деятельностью занимался, но мы, оставшиеся, пребывали в угнетенном состоянии духа. Потому что чувствовали-таки себя «агентами влияния». То есть теми, кто активно пропагандировал достижения нелюбимой на Западе родины и одновременно стремился «укреплять многовековую дружбу и сотрудничество между советским и французским народами». Скажем прямо, такой дружбы на самом деле никогда не существовало, были стратегические интересы. Но и никаких указаний в ответ поливать грязью Францию мы не получали. Руководители и народ СССР упорно любили французов. А обвинять дипломатов в активном общении с местным населением и с прессой, пропаганде достижений своей страны или в легальном сборе информации о стране пребывания, нам, по крайней мере, казалось обидным - для чего же нас еще посылали за границу. Разве не этим же занимались французские дипломаты в Москве? Но как бы там ни было, именно советским дипломатам приходилось принимать на себя оплеухи и плевки французов, возмущенных неразумным и жестоким обращением властей СССР с творческими деятелями. Так, например, в 1984 году, уже тогда известный за рубежом кинорежиссер-новатор Юрий Норштейн, автор трогательного «Ежика в тумане», удостоился специальной премии Международного фестиваля мультипликационных фильмов в Аннси за свою картину «Сказка сказок». Самого режиссера на церемонию вручения премии по каким-то там причинам не выпустили, поручив забрать ее сотрудникам совпосольства. Получать премию за Норштейна на сцену, под улюлюкание и свист зала, пришлось выйти, краснея от стыда, автору этих строк. История в точности повторилась с премией, присужденной фильму Ролана Быкова «Чучело» на фестивале фильмов для юношества в небольшом французском городке Лаоне (хотя через два года фильму была присуждена Государственная премия СССР). Бурную реакцию французских зрителей тогда можно было понять и предвидеть, если вспомнить, что для жителей Франции - родины свободомыслия и защиты прав человека - физическая неприкосновенность, личная и творческая свобода человека всегда были (и остаются) непреходящими, высшими ценностями.

Но, несмотря на «отдельные» огорчения, культурная служба совпосольства в целом комплексом неполноценности не страдала, потому как похолодание политических отношений на культурных связях по большому счету не отразилось. Большой театр, советские музыканты-виртуозы и симфонические оркестры как ездили, так и продолжали регулярно наведываться в Париж и собирать полные залы. Драматические театры меньше - их очередь настанет с началом перестройки. Русский язык тоже, худо-бедно, во Франции в те времена изучали десятки тысяч человек, хотя, конечно, не миллионы, как французский в СССР. Коллеги из других служб посольства - политической, экономической, научно-технической - привыкли слегка снобировать культурников. Но мы-то про себя знали, как наши коллеги томились на занудных официальных беседах о европейской безопасности, укреплении доверия, о мире во всем мире и т.п. В то время, как нам, «бедолагам», приходилось укреплять это доверие в театрах, на вернисажах, в концертных и кинозалах. В коридорах посольства еще курился «дымок» памятного совместного производства фильма «Тегеран-43», снятого в 1980 году режиссером Владимиром Наумовым с участием в эпизоде Алена Делона и потрясающей музыкой Гарваренца-Азнавура. Правда, сей факт никак не способствовал укреплению дружбы с Делоном, скорее наоборот - великий артист, как и многие во Франции, тогда чурался общения с официальными советскими представителями. И сменил гнев на милость лишь с приходом Ельцина, воспылав особой симпатией к генералу Лебедю, которого сравнивал с Де Голлем.

Ровное течение культурного сотрудничества между двумя странами изредка нарушалось то яркими событиями, то забавными происшествиями. Представление среднего француза о советском кино в ту пору ограничивалось «Броненосцем Потемкиным» и «Иваном Грозным» Эйзенштейна, а также фильмом «Летят журавли» Михаила Калатозова, получившим в 1957 году «Золотую пальмовую ветвь» на Международном кинофествале в Каннах. Современных советских картин французы практически не видели. А один из популярных во Франции телеведущих тогда даже сомнительно пошутил, что больше всего любит советские фильмы, потому что «они не мешают ему крепко спать». В этой связи кинослужба совпосольства вместе с бюро Совэкспортфильма в Париже, как в свое время Ленин, решили, что из всех искусств важнейшим для условий Франции является кино. Эту позицию деятельно поддержал тогдашний посол СССР во Франции, недавно ушедший из жизни блистательный российский дипломат Юлий Воронцов. Так, в частности, он убедил консервативное руководство Госкино разрешить проведение в Париже недели фильмов Никиты Михалкова. Хотя сам Никита в диссидентах не значился, его растущая популярность не только на родине, но и за рубежом раздражала гонителей киноискусства в Москве, к тому же брат режиссера Андрон «подался в Голливуд на заработки» и поселился в Америке. Дело с подготовкой недели Михалкова осложнялось тем, что проводить ее собиралась Французская Синематека, а это влиятельное объединение кинодеятелей Франции в то время возглавлял видный кинорежиссер Коста Гаврас, считавшийся в наших официальных кругах «антисоветчиком» из-за своего фильма «Признание», разоблачавшего репрессии в коммунистической Чехословакии. Тем не менее, по настоянию совпосольства, Неделя фильмов Никиты Михалкова состоялась и его картины «крутили» в престижном кинотеатре «Триумф» на Елисейских полях. В итоге эта Неделя стала настоящим праздником советского кино во Франции, а на встречи с тогда еще не столь помпезным Никитой Сергеевичем валом валила любопытная, непредвзятая французская молодежь.

Объективности ради тут стоит напомнить, что французская фирма «Комета-Фильм», специализировавшаяся на прокате советских фильмов, как и крупнейшее агентство импресарио Бертозо (названия изменены), обладавшая эксклюзивным правом на организацию гастролей Большого театра или ансамбля Моисеева, входили в систему, контролировавшуюся тогда французской компартией. Во главе системы находилась мощнейшая компания Интерагра, через которую шли практически все крупнейшие сделки по закупке Советским Союзом продовольствия во Франции, что служило источником немалых средств существования влиятельной тогда ФКП. С исчезновением СССР эта система рухнула и, соответственно, пришла в упадок и французская компартия.

Несомненно одно, в те годы именно наше кино, особенно с началом перестройки, помогало преодолевать предвзятое и негативное отношение французов к СССР и его людям. С этой целью в совпосольстве раз в месяц устраивались просмотры лучших отечественных картин для широкой французской общественности и огромный зал на бульваре Ланн всегда был полон. Регулярно собирал свою публику и киноклуб «Жар-птица», действовавший под эгидой общества дружбы «Франция-СССР». Эти вечера часто украшало присутствие видных советских кинематографистов. Среди таких наиболее памятных событий, наверно, можно назвать просмотры фильмов «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского, номинированный на «Оскара», «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна, «Вассы Железновой» Глеба Панфилова и «Агонии» Элема Климова, тогда еще не выпускавшейся на советские экраны. Встречи с этими замечательными режиссерами и такими артистами как Инна Чурикова, Олег Янковский или Алексей Баталов воздействовали на сознание французов гораздо более эффективно, чем десятки политических заявлений. На один из таких просмотров пришел уже тяжело больной писатель Виктор Некрасов, получивший Сталинскую премию за повесть «В окопах Сталинграда» и эмигрировавший в 1974 году во Францию из-за обвинений в «низкопоклонстве перед Западом». А где-то по улицам Парижа в это же время ходили и другие видные изгнанники и эмигранты советской эпохи - Рудольф Нуреев, Мстислав Ростропович, Анатолий Гладилин, Александр Галич, Владимир Максимов и многие другие. Но, конечно, тогда еще все они старались держаться подальше от посольства СССР.

Правда, уже тогда зашумела гласность и в культурной политике Советского Союза появились первые послабления. Того же Олега Янковского, который накануне снялся в получившем мировое признание фильме «неблагонадежного» Андрея Тарковского «Ностальгия», без проблем выпускали за границу. Начали решаться тогда выездные дела и некоторых других известных кинематографистов. Официальное разрешение на работу во Франции получил Отар Иоселиани, снявший там «Похитителей луны» и другие фильмы, но в ту пору с большим подозрением относившийся к работникам посольства, видимо, считая их потенциальными «врагами демократии». С учетом веяний времени и под сильным нажимом совпосольства косное руководство Госкино, наконец, разрешило выехать во Францию Андрею Тарковскому, формально, для прохождения лечения. И режиссер действительно умер в больнице вскоре после переезда в Париж.

Но отнюдь не все события в жизни культурной службы посольства носили грустный или торжественный характер. Бывали и курьезы. Как-то однажды фирма «Серито-фильм» - продюсер картин с участием Бельмондо, заявила, что больше не будет давать их бесплатно для просмотра высоким гостям совпосольства. Как? Почему? Выяснилось, что несколько советских газет подняли кампанию критики героев Бельмондо - «бездумных забияк, драчунов и сорви-голов», которые, мол, никак не могли служить примером для советской молодежи. Вредная французская пресса умело отреагировала на эту благоглупость заголовками типа «Москва не любит нашего героя!», «Бог во Франции, исчадие ада в России!» и т.п. Ну, естественно, окружение знаменитого актера и его фирма обиделись, тем более, что фильмы с участием Бельмондо в СССР собирали миллионы зрителей, т.е. приносили немалый доход казне. И тогда прозорливый посол поручил сотрудникам культурной службы срочно исправить ситуацию и вернуть расположение кинозвезды. Надо ли говорить, что это задание показалось невыполнимым - как подступиться к личности такого масштаба. Но в окружении Бельмондо нашелся человек с русскими корнями, и он уговорил артиста принять представителей посольства. В назначенный час руководитель группы культуры и его помощник, запасшиеся традиционными русскими сувенирами (бутылка водки и банка черной икры) с трепетом ожидали встречи с самим Бельмондо в одной из его парижских квартир. Наконец послышался шум и в комнату стремительно ворвался Жан-Поль и сразу же стал радушно приветствовать гостей, выясняя, какова цель их визита. Похоже было, что артист ни сном, ни духом не ведал о «происках советской прессы». Он распорядился открыть для гостей магнум (бутылка объемом в 1,5 л) шампанского, под его журчание выслушал наши извинения и с радостью принял приглашение посетить Советский Союз, в т.ч. и для охоты. Инцидент был исчерпан, но история на этом не закончилась. Через несколько недель на экраны Франции вышла милая комедия «Веселенькая пасха» с участием Бельмондо и Софи Марсо. Там по ходу сюжета герой - преуспевающий бизнесмен - приглашает гостей к столу, заставленному огромными бутылями с водкой и горами черной икры, и говорит следующее: «Проходите, друзья, угощайтесь. Это мне преподнесли друзья из советского посольства!».

Другой великий киноактер Франции, Лино Вентура, человек левых взглядов, не шел на поводу у политиков и поэтому любезно согласился принять приглашение на Московский фестиваль 1985 года. Но когда сотрудник культурной службы посольства явился в представительство Аэрофлота на Елисейских полях получать для него авиабилет, оказалось, что Госкино оплатил артисту билет обычного, а не первого класса. На вопрос, а не может ли сам Аэрофлот разместить французскую звезду в салоне первого класса в порядке рекламы, директор бюро гордо заявил, что с пассажирами у него все в порядке и в рекламе его фирма не нуждается. Слава богу, иначе среагировала на появление артиста команда авиалайнера. Командир корабля и особенно стюардессы заверили, что он полетит в первом классе со всем причитающимся угощением. Вернувшись после фестиваля и по дороге из аэропорта, обычно сдержанный и суровый Лино сообщил, как бы между прочим, что московская пресса проявила к нему горячий интерес, а вот руководство Госкино, «занятое американскими актерами», появилось лишь на третий день, чтобы бегло его поприветствовать и что во время прогулки по Красной площади его «особенно удручил вид мясных прилавков в замечательном магазине ГУМ».

Но, конечно, пиком культурных событий тех лет для всех нас стали гастроли театра Ленком в Париже осенью 1985 года с единственным спектаклем - «Юнона и Авось». Это был подлинный триумф русскоязычной культуры, растиражированный всеми французскими средствами массовой информации. Гастроли проходили по инициативе Пьера Кардена в его театре на Елисейских полях в течение месяца и замечательные исполнители каждый божий вечер выходили на сцену под овации, заставляя волноваться и даже проливать слезы в общем-то саркастичных и заносчивых французов. Автор этих строк, например, воочию видел, как увлажнились глаза Мирей Матьё, Фанни Ардан и многих других тонких зрительниц и зрителей, способных чувствовать. Не обошлось и без казусов, но не на сцене. Дело в том, что Карден выплачивал звездам театра гонорар в валюте, на порядок превышавший размер суточных, предусмотренных тогда советскими правилами. Разницу полагалось сдавать в кассу посольства, но французские администраторы, пронюхав об этом, подняли страшный скандал. Модельер лично просил совпосла «не обирать» его гостей и посольство такое разрешение выдало «в виде исключения». Великий Карден, конечно, не мог и представить себе скромность доходов создателей спектакля и ведущих актеров. А на полученный гонорар искрометный Коля Караченцов приобрел себе в недорогой лавке кожаную тужурку и в этой парижской тужурке суперстар советского театра и кино еще долго потом появлялся на экранах телевизоров. По признанию многих французов, гастроли Ленкома произвели на них куда большее впечатление, чем первый визит во Францию Михаила Горбачева с супругой, состоявшийся за месяц до того. С тех пор прошло больше двадцати лет. Мир радикально изменился. Исчез СССР, появилась новая, некоммунистическая Россия. Способствовало ли это сближению французской и русской культур? Похоже, не очень. По-прежнему ритмично, «на основе взаимности», осуществляются официальные культурные обмены. Конечно, в условиях свободного предпринимательства у нас стали больше печатать достойных франкоязычных авторов - Амели Нотомб, Уэльбека, Бегбедера, Марка Леви и проч. И во Франции, благодаря смелости французских издателей и усердию переводчиков, сегодня больше, чем раньше печатают современную русскую прозу. Ездят друг к другу в гости драматические театры. Но вот российское кино так и осталось малоизвестным и непонятным французскому зрителю. Оно, правда, само сильно пошатнулось по сравнению с советской эпохой.

А что стало с людьми? Кто-то повзрослел, кто-то состарился, а кто и вовсе ушел из жизни. На коллоквиуме по русской литературе, организованном пару лет назад в Женеве профессором местного университета, маститым и высокомерным русистом Жоржем Нива, мне довелось встретиться с преподавателем русского языка из Гренобльского университета Михаилом Лейстерманом (имя изменено), с которым мы в годы перестройки дружили и проводили совместные занятия со студентами, изучавшими русский язык. Мне показалось, что особой радости от встречи со мной Михаил не испытал и я напрямую спросил его, в чем дело. Понурившись и стушевавшись, седой профессор Лейстерман признался, что после каждого моего наезда в Гренобль в ту далекую пору, его навещали сотрудники ДСТ (французская служба контршпионажа) и допытывались, зачем я приезжал в родной город Стендаля и чего выведывал. Как было принято и у нас, бедному преподавателю приходилось, как говорится, отписываться, и с тех пор он зарекся иметь дело с представителями посольства, будь то СССР или капиталистическая Россия.

Во Франции всегда существовала многочисленная когорта славистов, русофилов и друзей русскоязычной культуры. Существует она и поныне, да только численность ее рядов отнюдь не возросла по сравнению с советскими временами. В России же друзей Франции всегда было гораздо больше, но их число тоже сокращается. Но пока обновленная Россия продолжает по инерции почитать и любить Францию и все французское. А французы (наперегонки с англичанами) по-прежнему идут в голове колонны тех на Западе, кто по-прежнему относится к России с предубеждением и холодком, если не сказать больше. Но это уже не культура, а политика. Известный в прошлом советский писатель-маринист, как-то прогуливаясь по Парижу в описываемые автором этих строк времена, особенно любовался тем, как открыто и страстно целуются прямо на улице французские парочки. И в заключение задался вслух парадоксальным вопросом: «А уж не французом ли был славный Леонид Ильич? Вспомнить только его поцелуй с Хонеккером?».

А вы говорите - культура.

Фотогалерея


*********************************************
Париж - большой...красивый и удивительный город... Город контрастов...
В этой части экскурсии я хочу показать Вам другой Париж...Не тот, который мы видим в рекламных буклетах...
Парижане не менее интересны, чем архитектура Парижа... Какие они? Чем занимаются? О чем думают? Чем интересуются? Об этом можно только догадываться...
Итак, год спустя...март 2009...часть 3... "Париж и парижане"...

А это мой помощник... Европеец, сделанный (как обычно) в Китае... Путешественник и гид по совместительству... Его зовут Чук... , а у моей подруги живет его брат Гек...
Мы увидели их в магазинчике на автозаправочной станции и не смогли пройти мимо... Наверно, не наигрались в детстве...
Что же увидел Чук?

Кто это? Думаю, что все догадались... Вот так проводят время люди без определенного места жительства. Да-да, в Париже они тоже есть.
Помню, как знакомая рассказывала..."Как Вы думаете, что было первым,что я увидела в Париже? Интеллектуального БОМЖа, который лежал на матрасике под мостом и читал книгу"...
Тогда я удивилась, потому что питерские "товарищи" на интеллектуалов не тянут совсем... А тут убедилась... Так и есть... Лежат...читают...Причем, в самых туристических местах... Так и переезжают со своими матрасиками с места на место...

Велосипеды. В Париже их великое множество... Очень удобно... Можно взять велосипед в одном месте, а вернуть в другом... В Париже тоже есть "пробки" на дорогах, поэтому велосипеды выручают...
Не заметила, что их кто-то охраняет. Просто, кидаете в аппарат денежку и берете... Как это происходит технически, я не знаю, но очень интересно...Может, есть какая-то залоговая сумма?

Если знаете, расскажите пожалуйста...

Людей очень много... Наверно, москвичей удивить трудно (давно не была, не знаю, как сейчас), а в Питере,все же поменьше...

Еще не перестаю удивляться тому, что все сидят на ступеньках...

Очень хочется проехать по Парижу на экскурсионном автобусе... Есть несколько маршрутов с аудиогидом. Можно выходить на остановках..., в тех местах,где Вам особенно понравилось, гулять, фотографироваться и садиться в следующий автобус... Это очень удобно...

Кафе. Они на каждом углу. Столики расположены очень близко друг к другу, поэтому если Вы хотите уединиться, то это почти невозможно... Может быть, внутри по-другому...Не знаю...
Французы любят завтракать в кафе и, как мне кажется, наблюдать за прохожими...

Правда, мило? Маленький французик изучает мир у папы за спиной...

Красивое здание... Наверно, когда-то я знала, что это...,но забыла, поэтому для меня это,просто, красивое здание...
Нет... Пошла за книгой...Что же это за "гид", который ничего не знает... Нашла...
Башня Сен-жак высотой 52 м... Это все, что сохранилось от старинной церкви Сен-жак-ла-Бушри, разрушенной в 1797г во время революции...
Уверена, что эта информация не способна закрепиться в памяти надолго, но для "галочки" узнали...

Дети... Они и в Париже дети... Играют везде...

А мы едем в Люксембургский сад - большой парк,который находится в центе Латинского квартала (университетский центр Парижа)...
Неизвестное мне растение... Люблю желтые цветочки...

А в конце марта я их, просто, обожаю...

Люксембургский сад находится на левом берегу Сены.
Левый берег Парижа славится волшебным обаянием истинно французского колорита.
Здесь каждый кирпич старинных особняков пропитан тонкими нотками парижского настроения, которое сквозь века проносится романтичными волнами сквозь маленькие кафе, величественные соборы, пленительные розы садов и улыбчивые глаза шумных горожан.

Такое ощущение, что в парке сейчас весь Париж... И опять, как в кафе, все сидят очень близко друг к другу...

Или лежат..., хотя земля еще холодная...

Лучше так, на скамеечке... Париж- город влюбленных... Помните об этом?

В Люксембургском саду есть огромная голова. Это бронзовая скульптура «Пророк» высотой 6,5 метра и весом 12 тонн, созданная в 2007 году скульптором Луи Дербре.

Он считает, что лицо пророка, олицетворяющее мудрость, как бы противопоставляется лицемерию, ставшим обычным в наше время. О мнениях,как говорится,не спорят.

Центром парка является роскошный дворец Марии Медичи – Люксембургский дворец. Ранее в нем висели работы Рубенса, посвященные королеве, а ныне периодически проводятся выставки художников и скульпторов разных школ и направлений. Вход на них совершенно бесплатный, поскольку мастера выставляются для приобретения славы и в надежде, что город или какой-либо поклонник такого вида творчества приобретет их работы.

Сена большая судоходная магистраль, главные порты этой водной артерии: Париж, Гавр и Руан. Множество искусственных каналов соединяют Сену с другими реками. Сегодня Сена является важным фактором в развитии города, неофициально её считают 21 округом Парижа (всего их 20). Считается, что столица Франции, разбита на две части: правый берег реки, где сосредоточенна торговая и деловая часть города и левый берег с её культурной и образовательной жизнью.
На правом берегу находится всемирно известный Лувр с комплексом художественных музеев. Архитектурные сооружения в саду Тюильри, триумфальную арку Карусель, обелиск из древнего Египта на площади Согласия. Там же на площади Этуаль, Триумфальная арка, мечту Наполеона, которую он так и не увидел. Для любителей оперы, на правом берегу, расположен прославленный «Гранд – Опера», а желающих посмотреть знаменитый канкан ждут в «Мулен Руж».

Едем вдоль берега Сены. И что же мы видим?

Вдоль Сены тянутся букинистические ряды... В каждом районе продают разную литературу, где-то фантастику, где-то детективы и т.д....То есть,если нужна какая-то книжечка, то сразу понятно,где ее можно найти...

Вот они...эти книжные ящички...

И чего в них только нет...

Не только в Амстердаме живут на баржах и корабликах. В Париже тоже есть такое жилье...дорогое и элитное... На такой "посудине" живет Пьер Ришар... И прекрасно себя чувствует в этой обстановке...
Думаю, что у него и другое жилье есть...

Парижские улочки очень милы...и приятны...

И везде кафе...кафе...кафе... Любят покушать, любят... Не даром французская кухня считается одной из лучших...
Что-то я задумалась...Никогда не слышала об английской кухне... Наверно, англичане только овсянку хорошо готовят...

Эти кварталы напоминают филиал большой помойки... Такое ощущение, что улицы не убирают совсем...

Там нет бутиков, а есть магазины, похожие на барахолку...

Странное фото получилось... Будто, щит в руках... Защищает свой квартал от незваных гостей... Отпугивает своим видом...

И снова парижанка без определенного места жительства... Тапочки аккуратненько поставила, пакетик повесила... "В квартирке" порядок...

А это, наверно, французская мода... Платье и брюки... И не боится, что ткань попадет в колесо... Милая девушка, правда?

Ух! Выбрались из того квартала... Это Елисейские поля... Знаменитая улица, воспетая поэтами...
Долго искала взглядом, что же их могло вдохновить... Не нашла... Обычная широкая улица без растительности, на которой расположены дорогие отели, бутики и рестораны...
Не впечатлили меня Елисейские поля...
Правда, улица длинная... Может, мы видели не ту часть, которая всем нравится? Хотя, вроде от и до пробежали, когда свободный день был...
Сколько там людей!!!... Неужели в Париже так много богатых, что они в таком количестве на Елисейских полях тусуются...

В 1977 г. в Париже торжественно открылся Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Le Centre National d"Art et de Culture Georges Pompidou) - многофункциональный культурный комплекс, в который входят главный парижский Музей современного искусства, богатейшая библиотека, выставочные и концертные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки с ультрасовременными лабораториями и, наконец, обширная площадь перед главным входом, служащая ареной для выступлений бродячих артистов, музыкантов, циркачей.

Построенный в стиле хай-тек, Центр, в обиходе именуемый Бобуром, внешне похож на огромную фабрику или нефтеперегонный завод: сталь, стекло, переплетения красно-синих труб, балок - все конструкционные элементы вынесены наружу, в то время как внутренние помещения представляют собой что-то вроде ангаров.
Национальный центр культуры и искусства им. Жоржа Помпиду расположен в центре старинного квартала Бобур. Среди реставрированных и обновленных зданий квартала он резко выделяется своей современной архитектурой. Идея его создания принадлежит президенту Франции Жоржу Помпиду. Из 680 конкурсных работ был выбран проект итальянца Ренцо Пьяно и американца Ричарда Роджерса. Построенное здание состоит из шести застекленных параллелепипедов, причем все ярко выкрашенные арматурные соединения, лифты, эскалаторы и трубопроводы выведены наружу. Такая конструкция здания позволила освободить максимум полезной площади - 40 тысяч м2. Зато замерзают водопроводные трубы, а очень сложный и трудоемкий уход за зданием обходится ежегодно в 5 млн. франков.

Это странное, на первый взгляд, здание вызывало дебаты и горячие споры с момента его создания в 1977 году. Многие утверждали, что здание не вписывается в окружение, называли его нефтеочистительной фабрикой или буровой установкой. Но со временем к Бобуру привыкли, оценив его многочисленные достоинства. Центр Помпиду в настоящее время собирает больше посетителей, чем любая другая достопримечательность столицы.

Я уже рассказывала о нем... Но сюда хочется вернуться... Тем более, что в прошлый раз мы не заходили внутрь...

А там очень красиво... и величественно... Фрески, витражи на окнах...Какая то особая атмосфера...
А как там поют... Церковный хор на французском- это что-то... Уходить не хотелось...

Точная копия... Вот такой он огромный - этот прекрасный собор... собор парижской Богоматери...
Вспомнила про Эсмеральду...и Квазимодо... Помню, как в детстве меня поразил фильм, а потом и книга...

Латинский квартал (Quartie Latine) получил свое название благодаря Сорбонне, техологическом колледже, преподавание в котором велось с 1257 года на латыни и на открытом воздухе (здание университета построили только в XVII веке).
В этих местах по-прежнему много студентов, хотя туристов все-таки больше...
Это один из самых живых районов Парижа, здесь можно найти уютное кафе с приемлемыми ценами...и в любое время суток здесь вы встретите уличных музыкантов, зазывал около небольших ресторанчиков.

Особая прелесть в небольших улочках квартала, где иногда трудно разойтись даже двоим пешеходам.

А это пенный фонтан...Забавно, правда? Я больше нигде не видела...

Бродили мы, бродили... и куда-то забрели... Красиво... Цветочки везде...

Жаль, что еще не совсем распустились... Это, кажется, магнолия... Но не уверена...

Решили, что это ботанический сад...

Но, скорее всего, какая-то оранжерея...

Замерзли... Зашли погреться в какой-то собор... И снова французский хор... Выходной день... Служба...
Так что можно погреться в приятной обстановке...

Дописано: Благодаря Леночке (lev-alen)
узнала,что это Церковь Сент-Эсташ (Eglise Saint-Eustache, в русских текстах часто - церковь святого Евстафия. Эта церковь одна из самых необычных в Париже. Ее строительство началось в 1532 году и закончилось только в 1637.
Знаменитый орган церкви Сент-Эсташ считается крупнейшим органом Франции, превосходящим размеры органов церкви Сен-Сюльпис и Нотр-Дам-де-Пари. Орган насчитывает 8000 труб
В ней крестили: Ришелье, Мольера и мадам де Помпадур. В церкви отпевали: Лафонтена, Кольбера, Мольера, Мирабо, Рамо и поэта Вуатюра.
Церковь названа «Сент-Эсташ» в память римского генерала Saint Eustace, который был сожжен вместе с семьей за принятие христианства.

Париж с Эйфелевой башни выглядит замечательно... И не менее замечательно он выглядит с башни Монпарнас...
Монпарнас (фр. tour Montparnasse) - небоскрёб, расположенный в 15-м округе столицы Франции Парижа. Этажность небоскрёба составляет 57 этажей, высота - 210 м. Строительство небоскрёба велось с 1969 по 1972 годы.

Башня Монпарнас - единственный небоскрёб, расположенный внутри городской черты Парижа, а не в его «пригородах».
На верхних этажах здания открыты кафе, сувенирный магазин и обзорная площадка. Есть лестница для подъёма на крышу, откуда открывается панорамный вид на большую часть города.

Незамысловатый дизайн монолитной башни, ее гигантские размеры а также архитектурный контраст, который она производит в центре исторического Парижа стали объектом критики, в результате чего строительство небоскребов в Париже было запрещено два года спустя по завершении башни Монпарнас. Дизайн небоскреба предшествует тенденции иметь окно в каждом офисе, поэтому в башне Монпарнас окна имеются лишь в офисах, расположенных по периметру.

В полдень 31 марта 1814 года кавалерия во главе с царем Александром I триумфально вступила в Париж. Город наводнили русские. Казаки превратили берега Сены в пляжную зону. «Водные процедуры» принимали, как на родном Дону - в нижнем белье или совсем нагишом.

Шахматный ход

В 20-ых числах марта Наполеон после успешных действий против союзников на территории Франции отправился к северо-восточным крепостям, чтобы усилить армию и принудить союзников к отступлению. Он не ожидал наступления на Париж, рассчитывая на известную несговорчивость союзных армий. Однако 24 марта 1814 года союзники срочно одобрили план наступления на столицу. Чтобы отвлечь Наполеона, против него выслали 10-тысячный кавалерийский корпус под началом генерала Винцингероде. Тем временем союзники, не дожидаясь сосредоточения войск, начали наступление на Париж. Из-за неподготовленности было потеряно 6000 солдат. Город взяли за сутки.

Разбив немногочисленный отряд, Наполеон понял, что его провели: «Это превосходный шахматный ход! Никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать».

Всем Парижем

Больше всего парижане боялись мести русских. Ходили истории о том, что солдаты обожают насилие и забавляются варварскими играми. Например, гнать людей голыми на порку в мороз.

Генерал-майор Михаил Федорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятому городу:

«Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались».

Когда на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, многие горожане бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора. «Народу на Сен-Мартинской площади, площади Людовика XV и аллее было такое множество, что дивизионы полков едва могли проходить через эту толпу». Особенный энтузиазм высказывали парижские барышни, которые хватали за руки иностранных воинов и даже взбирались им на седла, чтобы лучше рассмотреть входивших в город завоевателей-освободителей. Русский император выполнил свое обещание перед городом, остановив малейшие преступления.

Казаки в Париже

Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев (разве что по форме), то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами - такие же, как на картинках во французских газетах. Только реальные казаки были добрые. Восхищенные стайки детей бегали за русскими солдатами. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков.

Во время своего пребывания во французской столице казаки превратили берега Сены в пляжную зону: купались сами и купали своих коней. «Водные процедуры» принимали, как на родном Дону - в нижнем белье или совсем нагишом. О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд даже называется: «Казаки в Париже».

Казаков пленил город, особенно красивые девушки, игорные дома и вкусное вино. Казаки оказались не слишком галантными кавалерами: по-медвежьи тискали ручки парижанок, объедались мороженым у Тортони на бульваре Итальянцев и наступали на ноги посетителям Пале-Рояля и Лувра.

Русские французам виделись незлобливыми, но и не слишком деликатными в обращении великанами. Парижанки давали солдатам первые уроки этикета.

Французов пугали азиатские конные полки в составе русской армии. Они ужасались почему-то при виде верблюдов, которых привели с собой калмыки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в своих кафтанах, шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку.

Еще раз о бистро

Парижане были поражены общением с русскими. Французские газеты писали о них, как о страшных «медведях» из дикой страны, где всегда холодно. И парижане удивились, увидев рослых и крепких русских солдат, которые по виду совершенно не отличались от европейцев. А русские офицеры, к тому же, практически все говорили на французском языке. Сохранилась легенда, что солдаты и казаки заходили в парижские кафе и торопили разносчиков еды: "Быстро, быстро!", поэтому закусочные в Париже-де и стали называться бистро.

Однако эта версия находит подтверждения у французских языковедов. Первые упоминания использования слова «bistrot» во французском языке относятся лишь к 1880-ым. Кроме того, есть похожие диалектные и просторечные слова, например, bist(r)ouille, bistringue или bistroquet. Французский этимологический словарь "Robert" связывает бистро с диалектным bistouille - "пойло, плохой алкоголь". Русская версия квалифицирует как «чистую фантазию».

Командир русского оккупационного корпуса граф Михаил Воронцов в 1918 году, когда последние солдаты покидали Францию, заплатил за всех долги. Для этого ему пришлось продать имение Круглое.