Мантуя италия. Мантуя в сокровищнице италии

Мантуя (Мантова по-итальянски) - жемчужина Италии, столица одноименной провинции Ломбардии и просто небольшой, уютный городок, наполненный тайнами, интригами и одновременно доброжелательностью здешних людей. Старинные памятники, церкви, театры и многие другие интересные места встречают туристов, приезжающих в этот город-крепость, которым он был в далеком прошлом.

Что посмотреть в Мантуе самостоятельно?

Красивые места и главные достопримечательности: фото с описаниями на русском языке.

Ротонда Сан-Лоренцо

По официальным данным ротонда Сан-Лоренцо была возведена в 1083 году, хотя некоторые части этого сооружения эксперты относят к 9 веку. Она расположена на «площади трав» Пьяцца делле Эрбе и названа в честь Великомученика Лаврентия.

Это круглое сооружение, исполненное в романском стиле. Главное украшение ротонды — это карниз в форме висячих арок. Она была построена по распоряжению графини Матильды Тосканской и имеет сходство с иерусалимским Храмом Гроба Господня. Внутри ротонды посетители могут осмотреть ценные фрески ХI-XII века, которые замечательно сохранились. До 1579 года ротонда использовалась в качестве церкви.

После ее закрытия, как и большинство сооружений, ротонду отдали под склад, а затем в ней сделали еврейское гетто. С 1908 по 1926 год здание было полностью отреставрировано и ему вернули первоначальное значение.

  • Адрес: Piazza delle Erbe, Мантова, Италия
  • Часы работы
    пн-пт: 10.00−13.00, 15.00−19.00, сб-вс: 10.00−18.00 (апр-окт)
    пн-пт: 10.00−13.00, 14.00−18.00, сб-вс: 10.00−18.00 (ноя-мар)
  • Вход бесплатный

Базилика Сант-Андреа

Базилика Сант-Андреа построена на месте разрушенного бенедиктинского монастыря. Ежегодно во время праздника Вознесение Господня ее посещают тысячи паломников, так как в ней хранится одна из самых ценных для христиан реликвий — сосуд, в котором по преданиям находится кровь Христа.

Базилика была названа в честь одного из апостолов — Андрея Первозванного. Ее строительство началось в 1462 году, а закончилось только 3 столетия спустя. Изначально она должна была стать усыпальницей рода Гонзага, однако возникла необходимость где-то принимать многочисленных паломников и хранить реликвию.

Базилика построена в виде латинского креста. Центральный фасад сделан в форме римской триумфальной арки. В погребальной капелле храма похоронен Андреа Мантенья — величайший живописец эпохи Ренессанса. Фрески в главной часовне расписывали Джулио Романо и Корреджо, но к настоящему времени они практически не сохранилась.


Кафедральный собор Святого Петра

Кафедральный собор Мантуи или базилика Святого Петра построен в 12 веке и представляет собой сооружение в романском стиле. Позднее в 1395—1401 гг. фасаду добавили элементы в готическом стиле.

В 15 веке после сильного пожара здание подверглось реконструкции и стало похоже на базилику св. Петра в Ватикане. А в 18 веке первоначальный вид фасада из разноцветного мрамора был заменен на беломраморный. Собор расположен на площади Piazza Sordello, недалеко от Палаццо Дукале.

Из сохранившихся произведений искусства стоит отметить саркофаг в стиле раннего христианства, фрески 14− 15 века, капеллу Богоматери и ризницу. Внутри собора алтари украшены произведениями знаменитых художников Мантуи. Под главным алтарем работы Паоло Фаринати хранится тело покровителя города Мантуи — Святого Анзельма да Баджо.

  • Адрес: Piazza Sordello 15, 46100, Мантова, Италия

Театр Бибиена

Камерный театр Бибиена находится в здании музыкальной академии Мантуи, в нем проходили и проходят все заседания академии. Строительство здания продолжалось с 1767 по 1769 года под руководством архитектора Антонио Бибиена. На открытии исполнялась опера композитора Луиджи Гатти под названием «Вергилия и Манто».

Уже через год в театре выступал четырнадцатилетний Вольфганг Моцарт. Зал театра состоит из 4 ярусов лож, которые создают великолепную акустику. В оформлении зала использовали стиль барокко, а вот фасад выполнен в неоклассическом стиле по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини. Раньше в нем помимо спектаклей и различных совещаний проходили еще научные диспуты и другие мероприятия академии, поэтому театр называют «научный».

В настоящее время в театре Бибиена проводятся концерты знаменитых оперных певцов и классической музыки, а также литературный фестиваль Festivaletteratura.

  • Адрес: Via Accademia, 47

Церковь Мадонны землетрясения

На площади Каносса (на итал. Piazza Canossa) расположена церковь с необычным названием «Церковь Мадонны землетрясения» (на итал. Chiesa della Madonna del Terremoto). Дело все в том, что в 1693 году в Мантуе действительно произошло сильное землетрясение.

Когда жители почувствовали толчки, они обратились к образу Богородицы, написанному на стене одного дома. Они просили, чтобы Мария защитила их и остановила землетрясение. Толчки вдруг резко прекратились, а в 1754 году на этом самом месте построили маленькую изящную церковь в стиле барокко.

Образ Богородицы сняли со стены и отдали на хранение в церковь. К сожалению, в настоящее время церковь не пользуется широкой популярностью у туристов, но она достойна того, чтобы уделить ей немного вашего внимания.

  • Адрес: Piazza di Matilde Canossa 7

Палаццо Бонакольси

Палаццо Бонакольси (на итал. Palazzo Bonacolsi) имеет и другое название — палаццо Кастильоне (на итал. Palazzo Castiglioni). Огромный дворец из кирпича был построен в 12 веке в стиле ренессанс и расположен на площади Пьяцца Сорделло (на итал. Piazza Sordello). Изначально он принадлежал первым синьорам города Мантуя графам Бонакольси. Правда продолжалось это не долго и после их изгнания здание перешло семейству Гонзага, пришедшему к власти после Бонакольси.

Приблизительно после 1700 года здание было передано семье Кастильоне, потомкам известного итальянского автора Бальдассаре Кастильоне, который написал знаменитое сочинение итальянской эпохи Возрождения — трактат «О придворном». Сейчас в здании располагается роскошный отель, который все так же принадлежит семейству Кастильоне.

  • Адрес: Piazza Sordello

Замок Святого Георгия

Замок Святого Георгия (на итал. Castello San Georgio) расположен на въезде в Мантую и является частью огромного комплекса Палаццо Дукале (на итал. Palazzo Ducale) . Это крупное сооружение из красного камня, которое имеет форму квадрата с тремя воротами и четырьмя сторожевыми башнями.

Как и многие замки он окружен рвом, который наполнили водой из соседних озер, и выполнял оборонительную функцию, а впоследствии стал резиденцией семейства Гонзага. Строился замок с 1395 по 1406 года по проекту инженера Бартолино де Новара по заказу Франческо Гонзага.

В середине 15 века здание было отреставрировано архитектором Лука Фанчелли в связи с проведением Совета Мантуи. На первом этаже расположена винтовая лестница, по которой поднимаются в Зал Гербов. Рядом с ним находится Салон фресок, где можно увидеть изображения монстров и кентавров. Самая знаменитая комната замка — это Брачный Покой. Ценные фрески, которые создал Андреа Мантенья, сохранились до наших дней.

  • Адрес: Piazza Sordello, 40
  • Режим работы: понедельник выходной, вторник-воскресенье 8:15−19:15

Церковь Сан-Себастьяно

Церковь Сан-Себастьяно (на итал. Chiesa di San Sebastiano) начали строить в 1460 году по чертежам известного архитектора Леона Батисты Альберти. Это была его первая работа для Лудовико Гонзага.

Церковь небольшого размера выполнена в стиле ренессанс, поэтому построена в форме греческого креста с тремя апсидами. Внутреннее помещение под сводчатым перекрытием образует единое пространство. На нижнем уровне находится крипта, изначально предполагалось, что она будет использовать как мавзолей для членов семьи Гонзага. На фасаде Сан-Себастьяно не было построено ни одной колонны, что весьма нехарактерно для Альберти и вообще для архитектуры 15 века.

С 1706 года здание церкви использовали в качестве военного склада, а затем как казармы для солдат и зернохранилище. Только в 1925 году здание было отреставрировано и в нем сделали мавзолей памяти погибшим в г первой мировой войне.

  • Адрес: Via Acerbi

Палаццо дель Те

Палаццо дель Те или Чайный дворец — это загородная вилла Федерико II Гонзага. Строительство здания началось в 1525 году и закончилось спустя 10 лет в 1535 году. Палаццо представляет собой квадратное сооружение, внутри которого находится сад.

Стены двора украшают колонны, слепые окна и ниши. Архитектор принял решение совместить стиль дворца и виллы, поэтому на внешних фасадах расположились пилястры, а на восточном фасаде — лоджия. Основное количество фресок сосредоточено в 3 залах.

В Зале Амура и Психеи разворачивается олимпийский пир богов. Зал Лошадей украшен, как вы могли догадаться по названию, изображением рысаков герцога. Самая известная фреска расположена в Зале Гигантов — это сцена штурма Олимпа гигантами. После разграбления в 1630 году здание палаццо долго пустовало, а недавно в его стенах разместилась экспозиция об искусстве Древнего Междуречья.

  • Адрес: Viale Te 13
  • Часы работы: понедельник 13:00 — 17:30
    вторник- воскресенье 9:00 — 17:30
  • Входной билет стоит 12 евро с одного человека

Палаццо Дукале

Палаццо Дукале расположено на северной окраине Мантуи и представляет собой комплекс из нескольких зданий, соединенных узкими коридорами. Его строительство началось еще в 1290 году, а закончилось лишь спустя 4 столетия в 1708 году из-за того, что постоянно достраивались новые здания и помещения. Палаццо являлось главной резиденции семейства Гонзага.

Территория дворца огромная, она насчитывает больше 500 комнат и составляет около 34 тыс. кв.м. На фасаде дворцов частично сохранились росписи Пизантелло, которые посвящаются королю Артуру и рыцарям Круглого стола. Самая знаменитая комната Палаццо Дукале — Камера дельи Спози.

До сих пор с фресок на полу и потолке, созданных архитектором Андреа Мантенья, на нас смотрит весь двор Гонзага: маркиз Людовико, его жена Барбара Бранденбургская, их сыновья и племянники, придворные дамы и кардиналы, слуги и даже любимый карлик.

  • Адрес: Piazza Sordello, 40
  • Часы работы: понедельник — выходной
    вторник-воскресенье 8:15 — 19:15
  • Входной билет стоит 6,50 евро с одного человека

Палаццо Каносса

Палаццо Каносса (на итал. Palazzo Canossa) — это трехэтажное здание, которое построено в период с 1659 по 1673 годы по заказу маркиза Горация Каносса. Оно расположенно на площади Piazza Matilde di Canossa.

Фасад сделан из тесанного камня в классическом флорентийском стиле. На первом этаже располагается большая парадная лестница в стиле барокко. Она украшена скульптурами Геракла, Марса, Юпитера, Нептуна и Плутона, которые выполнены Matteo Pedrali. В 9−11 веках семейство Каносса имело огромное влияние в Ломбардии и владело практически всей ее территорией, а также частью Тосканы и Лацио.

Самой известной властительницей из семьи Каносса стала маркиза Матильда Тосканская. Она же оказалась и последней, поэтому завещала все свои владения римской церкви. Императора это не устроило и он начал борьбу за наследство маркизы. Противостояние империи с папством переросла в войну гвельфов и гибеллинов, что дало возможность многим городам приобрести республиканский строй и фактическую независимость.

  • Адрес: Piazza Matilde di Canossa

Палаццо д’Арко

Палаццо д’Арко (на итал. Palazzo d"Arco) было построено в 1784 гду для семьи д’Арко. Над строительством фасадов работал архитектор Антонио Колонна. Палаццо выполнено в палладианском стиле. Семья д’Арко прожила в здании до 1973 года. Последний владелец подарил палаццо городу, а в последствии оно стало одной из известных достопримечательностей Мантуи.

Внутри здания есть Зал Зодиака (на итал. Sala dello Zodiaco del Falconetto), в котором можно увидеть «Зодиак Фальконетто». Зал Зодиака — это большая комната, на стенах которой расположены потрясающие картины. Каждая из них характеризует одно зодиакальное созвездие. Порядок фресок в точности соответствует порядку созвездий на небесном своде. Считается, что зал Зодиака создал Джованни Мария Фальконетто в 1520 году. Посетители будут удивлены содержанием фресок, которые великолепно сохранились до настоящего времени.

  • Адрес: Piazza d"Arco 4
  • Часы работы: Вт — Пт 10:00 — 13:00, 15:00 — 18:00
    Сб — Вс 9:30 — 13:00, 14:30 — 18:00

Дом Риголетто

Дом Риголетто (на итал. Casa Del Rigoletto) — это здание, в котором «жил» шут Риголетто из оперы композитора Верди. Скромный особняк был построен в XV веке и находится на площади Piazza Sordello. Во внутреннем дворике стоит бронзовый памятник герою известной оперы. Ее действие разворачивается в Мантуи и естественно главный персонаж на самом деле никогда не существовал.

По произведению Риголетто был саркастическим шутом. Когда герцог захотел сделать дочь шута своей любовницей, Риголетто решил нанять убийц. Однако в последний момент они решили убить не герцога, а первого кто войдет в дверь. Д

очь Риголетто была за дверью и все слышала, поэтому решила пожертвовать собой, так как полюбила герцога. Заканчивается опера тем, что убийцы приносят Риголетто голову его дочери. На пером этаже дома расположено бюро информации для туристов, в котором можно приобрести билет для посещения всех музеев города. На втором этаже здания расположена жилая квартира.

  • Адрес: Piazza Sordello 23 | Dietro Cattedrale

Дворец Разума

Дворец Разума (на итал. Palazzo della Ragione) располагается на главной площади города Piazza delle Erbe. Он был построен в 13 веке и до 1797 года в нем проводили городские суды, поэтому иногда его еще называют Дворцом Правосудия. На протяжении нескольких веков его перестраивали, реставрировали и добавляли новые элементы.

Дворец Разума — это средневековое здание арочного типа, а его крышу поддерживают колонны. Он поражает своей архитектурой. Зал дворца прямоугольной формы, шириной 27 метров, длиной около 80 метров и высотой 24 метра. Во время пожара 1420 года фрески внутри дворца получили сильные повреждения. Но благодаря труду архитекторов, которые тщательно восстанавливали все элементы фресок — 333 квадрата, сейчас они в прекрасном состоянии.

В наше время в здании на первом этаже располагаются рестораны и сувенирные лавки, а на втором — экспозиция местного музея.

  • Адрес: Piazza delle Erbe

Дом купца Бонифорте да Конкореццо

Этот частный дом был построен для богатого торговца Джованни Бонифорте да Конкореццо в 1455 году. Он располагается на одной из улиц Мантуи рядом с Piazza delle Erbe. Дом сильно выделяется на фоне остальных, так как имеет витиеватый фасад.

Здание украшает резьба с изображением товаров, торговлей которыми и занимался Бонифорте да Конкореццо. Дом выполнен в готическом стиле и имеет терракотовый цвет. Особым его украшением служат четыре колонны, выполненные из красного мрамора.

К сожалению, внутрь заходить нельзя, можно только любоваться его фасадом с пилястрами и кружевными наличниками. Здание отличается удивительной кладкой из камня, интересными окнами и восхитительным витражными стёклами. Дом Бонифорте да Конкореццо несомненно является одним из украшений города.

  • Адрес: Piazza delle Erbe 26

Церковь святого Франциска

Церковь святого Франциска (Chiesa di San Francesco) была построена в 1304 году, а после дополнительного строительства часовни в 15 веке она стала мавзолеем для членов семейства Гонзага. Благодаря этому в церковь регулярно привозили ценные реликвии и произведения искусства.

В 1797 году значительная часть экспонатов была расхищена французскими солдатами, а из церкви сделали казарму. В то время были полностью разрушены алтари, заделано резное окно в форме розы, заглушены боковые окна, перенесен мрамор. Ее восстановили после 1946 года, так как из-за бомбардировок она была практически полностью разрушена.

Фасад церкви выполнен в готическом стиле. Сейчас его украшает окно в форме розы, боковые арочные окна и портик. До настоящего времени сохранились некоторые фрески, датированные 14−16 веками.

  • Адрес: Piazza San Francesco d"Assisi

Дом Джулио Романо

Дом назван в честь известного архитектора Джулиано Пиппи Романо, который переехал из Рима в Мантую в 1524 г. Через 2 года талантливый ученик Рафаэля был назначен смотрителем всех сооружений, принадлежащих семейству Гонзага. Джулио Романо со своими помощниками построил и расписал палаццо дель Те и некоторые помещения в герцогском замке.

Собственный дом он построил в 1544 году. Над входной дверью установлена статуя Меркурия и барана — это фамильный герб семьи Романо. Двухэтажный дом имеет сбалансированный фасад и сложный руст, который характерен для архитектора. Заканчивается фасад красивым фризом.

Сейчас здание находится в частном владении, поэтому закрыто для посещений. Но все равно дом Джулио Романо является одним из важнейших памятников архитектуры города Мантуя.

  • Адрес: Via Carlo Poma, 18

Церковь Сан-Маурицио

Церковь названа в честь Святого Маурицио (на итал. Chiesa di San Maurizio) и была построена в 1616 году по проекту архитектора Антонио Мария Виани как часть соседнего монастыря. Нынешний фасад был воздвигнут только в 1731 году, в его оформлении применялся стиль барокко.

В годы наполеоновской оккупации церкви дали сатирическое название имени святого Наполеона. После освобождения церковь Сан-Маурицио присоединилась к приходу церкви Сан- Барнаба. Из-за боев в годы второй мировой войны она была сильно повреждена, поэтому с 1957 года ее закрыли. Открылась церковь только спустя 50 лет в 2007 году в день Девы Фиделис.

В первой часовне находится могила известного военачальника Джованни Далле Банде Нере, также известного как Джованни де Медичи. К сожалению из-за нескольких перестроек церкви была утеряна могила Джулио Романо.

  • Адрес: Via Giovanni Chiassi 27

Церковь Сан-Барнаба

Церковь Сан-Барнаба (на итал. Chiesa di San Barnaba) была возведена в 13 веке и названа в честь первого епископа Милана святого Барнаба. В 1397 году Франческо I Гонзага предоставил церковь монастырю монахинь Сервитского ордена. Монастырь владел сооружением вплоть до 1900 года пока не был разрушен французскими войсками.

В 1737 году здание церкви было перестроено по проекту архитектора Антонио Галли Бибиена. Его фасад и большой купол были сделаны в стиле барокко. Внутреннее пространство церкви выполнено в светлых тонах (зеленом и розовом) и украшено белой лепниной. Еще больше очарования нефу придают барочные капеллы. Главный алтарь и его ограждение инкрустированы камнями. Имея очень скромный внешний вид, церковь Сан-Барнаба является одной из старейших построек города Мантуя.

  • Адрес: Piazza Bazzani

Башня «Торре делла Габбья»

Башня «Торре делла Габбья» (на итал. Torre della Gabbia) — это средневековая башня, расположенная улице Via Cavour. Башня была построена в 1281 году семьей Асерби, хотя некоторые источники утверждают, что башня была построена в 1302 году архитектором Бонакольси.

Изначально ее использовали как защитное сооружение, поскольку на тот момент это было самое высокое здание в городе. Свое настоящее название здание берет от прямоугольной металлической клетки, которая была возведена в 1576 году по распоряжению герцога Гульельмо Гонзага.

Клетка была длиной в 2 метра, глубиной и высотой в 1 метр. В ней содержали преступников. Их выставляли на обозрение публике в назидательных целях. В некоторых документах указывается, что ее использовали для казни заключенных. По этим данным в 1500 году в клетке казнили доминиканского монаха, арестованного в доме с плохой репутацией... В 1798 году владелец приказал уничтожить клетку как символ тирании, но в последний момент ее было решено сохранить.

  • Адрес: Via Cavour, 102

Часовая башня

Часовая башня (на итал. Torre dell"Оrologio) расположена на главной площади города Piazza delle Erbe. Ее построили в 1473 году рядом с Palazzo della Ragione или Дворцом Разума. В 1493 году на башне установили необычные часы. Их сконструировал Бартоломео Манфреди, который занимал должность астролога, математика и механика при дворе герцогов семейства Гонзага. С тех пор башню так и называют — «Часовая».

Часы Бартоломео Манфредид работают и в настоящее время. Помимо точного времени они показывают положение планет и зодиакальных созвездий, а также месяц и фазы луны. Над часами можно увидеть плохо различимые остатки фресок, а под ними- статую Мадонны и изящный мраморный балкончик. Если вы посетите часовую башню, то не только посмотрите работу старинного часового механизма, но и насладитесь потрясающей панорамой старой Мантуи.

  • Адрес: Piazza delle Erbe / Palazzo della Ragione

Церковь Сант-Орсола

Церковь Сант-Орсола (на итал. Chiesa di Sant"Orsola) была названа в честь Святой Урсулы. Здание выполнено в стиле барокко и имеет восьмиугольную форму. Этим она неизбежно привлекает внимание туристов. Строительство церкви началось в 1608 году и закончилось через 3 года в 1611 году.

Проект здания разработал знаменитый архитектор Антонио Мария Виани по заказу герцогини Маргариты Гонзаго. Когда она стала вдовой, то захотела всю оставшуюся жизнь заниматься богоугодными делами. Вначале герцогиня основала монастырь, а потом по ее распоряжению построили новую церковь.

Когда-то монастырский комплекс занимал целый квартал, и в нем проживало больше сотни монахинь. С 1782 по 1786 года в здании монастыря были казармы, а затем он был превращен в городскую больницу. В настоящее время от всего комплекса осталась только Церковь Сант-Орсола.

  • Адрес: Corso Vittorio Emanuele, 45

Церковь Санта Мария делла Витториа

Церковь Санта Мария делла Витториа (на итал. Chiesa di Santa Maria della Vittoria) была построена в 1496 году по приказу Франческо Гонзага в память о битве с французской армией Карла VIII при Форново.

Двухэтажное здание выполнено в готическом стиле по проекту архитектора Бернардино Гизольфи. Ранее на этом месте был дом еврейского ростовщика Даниэле да Норса. Даниэле переписал фреску на фасаде с изображением Девы Марии на свой герб. За это он был приговорен к казни, а его дом разрушен. Франческо Гонзага помиловал еврея, но с условием, что тот будет финансировать строительство церкви.

Художник Андрео Мантенья написал картину Madonna della Vittoria, которая располагалась в алтарной части. Во время наполеоновского нападения церковь была разграблена, а картина вывезена в Париж. С 1798 года и по настоящее время она выставляется в Лувре. Внутри стены церкви украшены фресками, которые замечательно сохранились благодаря реставрации. Сейчас в здании проводят выставки.

  • Адрес: Via Domenico Fernelli, 15

Просторные улицы, ухоженные здания, спокойные воды окружающих озер оставят в вашей памяти неизгладимое впечатление, а городские тайны и легенды будут манить вас сюда снова и снова.

Мантуя (Mantova) — столица провинции Ломбардия в Италии, а также просто необыкновенно красивый и величественный город, окруженный водой. Мантуя — город, в планировке и застройке которого воплотились основные идеалы итальянского Ренессанса.

Первоначально Мантуя находилась на острове. В 12 веке провели работы по изменению русла реки Минчо, и город оказался на полуострове. Озеро было разделено дамбами на три части: Lago Superiore, Lago Mezzo и Lago Inferiore. Мантуя постоянно как бы окутана легкой дымкой из-за повышенной влажности воздуха, что придает городу особую таинственную атмосферу.

В Мантуе происходит действие оперы Верди «Риголетто». Можно понять распутного герцога, постоянно пребывавшего в романтическом настроении в этом чудесном городе…

Один из самых известных памятников Мантуи — дворец Палаццо дель Те. Дворец построен в 16 веке учеником Рафаэля Джулио Романо. Романо расписал стены дворца фресками, до сих пор поражающими воображение.

Дворец Палаццо дель Те находится на окраине Мантуи. В эту поездку мы внутри дворца не побывали.

День был очень жаркий, прогулку по Старому городу мы начали вечером.

Старый город окружает крепостная стена. Вдоль стены — сплошная парковка, что очень удобно. Внутрь ведут несколько небольших проходов.

По улицам Мантуи достаточно тяжело идти. Улицы вымощены камнями, но кладка совсем не утоптана. Возможно, была произведена работа совсем недавно…

Покровителем Мантуи является Святой Ансельм, празднование Дня города ежегодно проходит 18 марта.

По мере приближения к центру города дома становятся выше и краше.

Исторический центр города Мантуи находится под защитой ЮНЕСКО.

Базилика ди Сант-Андреа занимает особое место в списке достопримечательностей Мантуи. Очень красивое здание постройки 15 века гармонично сочетает в себе несколько разных стилей — от готического до барочного.

Сант-Андреа — самый большой собор Мантуи, в нем хранятся Священные реликвии — вазы с кровью Христа, собранной из раны Спасителя римским легионером Лонгином.

Ежегодно в день Страстной пятницы в соборе Сант-Андреа проходит церемония открытия 12 ларцов, в которых в подземном склепе хранятся реликвии. Ключи находятся у церковных властей и администрации города Мантуя.

Затем непродолжительное время реликвии находятся у подножия статуи распятого Христа на левой стороне апсиды собора. Вечером проходит краткая процессия по городу, после чего реликвии вновь занимают свое место в ларцах в подземелье.

Рядом с Сант-Андреа находится ротонда Сан-Лоренцо — самая старая церковь Мантуи. Ротонда была построена в 11 веке и посвящена великомученику Лаврентию. Внешний и внутренний облик храма — почти копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Главный собор города (Дуомо ди Мантова) — базилика Святого Петра. Собор построен в конце 15 века, был неоднократно восстановлен после пожаров.

Palazzo della Ragione с часовой башней является частью комплекса дворцов и сооружений Палаццо Дукале.

Палаццо Дукале (Герцогский дворец) в Мантуе строился более 400 лет и включает множество строений. Представители правящей династии Гонзага постоянно расширяли свою главную резиденцию.

Общая площадь всех помещений Палаццо Дукале в Мантуе составляет свыше 34000 квадратных метров. Помимо этого в комплекс входит 15 садов и внутренних дворов. Дворец по своему богатству сравним с Ватиканом.

Дом Риголетто в Мантуе — искусственная достопримечательность, ведь по сюжету оперы шут жил за городом. Но туристам нравится.

Внутри дома Риголетто сейчас располагается туристическое агентство.

В 1978 году во дворе дома поставили бронзовую статую шута.

В Мантуе великое множество интересных сооружений, дворов, башен и галерей.

Мантую тоже не обошла стороной эпидемия строительства высоких башен в Средние века. Сохранилось их здесь очень мало. На фото — башня Torre della Gabbia.

Палаццо Дукале на закате солнца казался еще больше.

Самая старая часть дворца Палаццо Дукале — Кастелло ди Сан-Джорджо, замок Святого Георгия. Классический замок из сказок, окруженный водой.

Покидали Мантую мы утром, сняв на прощание панорамные снимки.

В этот необыкновенный город надо приезжать хотя бы на пару дней, чтобы осмотреть его как следует. Но в Италии таких мест немало, и на тщательный осмотр никогда нет времени…

Мантуя. Италия.

– древний город в регионе Ломбардия .
Мантую основали этруски в VI в. до н.э. Но своего максимального расцвета город достиг во времена синьории под управлением Гонзага, т.е. в 1328-1707 гг. Гонзага – один из самых известных и влиятельных родов эпохи итальянского Возрождения. Гонзага сначала были синьора Мантуи, затем маркизами, а потом герцогами.
Политика Гонгаза заключалась в защите границ и поддержание мирного равновесия между могущественными соседями: Венецианской республикой , Миланом и Феррарой.
С 1708 года Мантуя попала под власть австрийцев. В 1797 г. город захватили войска Наполеона.
Венский конгресс 1815 г. вернул Мантую австрийцам.
В 1866 г. город вошел в состав объединенной Италии .

Современная Мантуя живой и туристический город, он живописно окружен озерами.
Такая водная система сложилась в XII в., когда архитектор и инженер Альберто Питентино предложил организовать защиту города, используя реку Минчо. Так вокруг жилого центра появились четыре озера – Супериоре, Меццо, Инфериоре и Пайоло, сделав Мантую островом, который соединялся с «большой землей» двумя мостами.

От ж/д станции пройдем по проспекту corso Vittorio Emanuele II , который приводит piazza Andrea Mantegna . Здесь нас встречает базилика святого Андрея (Basilica di Sant"Andrea) , возведенная по проекту Леона Баттиста Альберти в 1472 г. Через 328 лет был надстроен купол по рисункам Филиппо Йюварра.
В крипте хранятся священные вазы с кровью Христа, которую привез в Мантую римский центурион Лонгин.
Лонгин по приказу Пилата пронзил бок Христа копьем, в этот момент произошло затмение солнца и землетрясение и центурион уверовал в Христа. Кроме того, Лонгин провел рукой, испачканной кровью Христа по своим больным глазам, и они стали здоровыми. Легенда рассказывает, что собранную кровь Лонгин привез в свой родной город.
В одном из приделов базилики похоронен живописец Андреа Мантенья , который умер в Мантуе в 1506 году.


Направо от базилики простирается площадь Трав (Piazza delle Erbe) , которая берет свое название от фруктового и овощного рынка, расположенного здесь.


Цветочный рынок на площади.

Самая древняя постройка площади и города - круглая церковь святого Лоренцо .


Церковь святого Лоренцо и Часовая башня.

Церковь Святого Лоренцо (Rotonda di San Lorenzo) возвели в XI в. по приказу Матильды ди Каносса, внутри сохранились следы византийских фресок. Матильда ди Каносса была могущественной и влиятельной женщиной Средневековья, это она выступала посредником между папой Григорием VII и императором Генрихом IV, отлученным от церкви и так унизительно просившим прощение.


Интерьер церкви святого Лоренцо.

Рядом с церковью возвышается Часовая башня, относящаяся к XV в. Часы также показывают лунные фазы и в каком зодиакальном созвездии находится солнце.


Часы.

Идем дальше к площади Сорделло .
На Piazza Sordello сосредоточены основные постройки Мантуи.
Входя на площадь через арку, открывается красивый вид на Кафедральный собор, выполненный в готическом стиле.


Кафедральный собор посвящен Святому Петру , он выполнен в романском стиле с готическими элементами в 1395-1401 гг. Позже случился пожар, нанесший существенный вред собору и восстановление поручили Джулио Романо. Фасад собора, покрытый каррарским мрамором, датируется 1761 г. Сбоку сохранились готические окна-розетки, которые принадлежали более древней церкви.
Под главным алтарем хранится тело Святого Анзельма да Баджо – покровителя Мантуи.

Справа от собора – Герцогский дворец – городская резиденция семьи Гозага, огромный комплекс, состоящий из лабиринта комнат и коридоров.
Герцогский дворец (Palazzo Ducale). Piazza Sordello, 4
Закрыт 1 января, 1 мая, 25 декабря и по понедельникам.
Открыт 8.45 – 19.15. Билет 6,5 евро.


Герцогский дворец (Палаццо Дукале) является символом своего времени, он вмешает 500 комнат и залов, дворики, площади и внутренние сады.
Любопытны комнаты, называемые «апартаменты карликов» , где все выполнено в миниатюрном размере. Но на самом деле, карлики здесь никогда не жили: это была символическая реконструкция.
Безусловно, стоит упомянуть «комнату для новобрачных» , расписанную Андреа Мантенья. Художник изобразил семейный портрет Гонзага и сцены из придворной жизни Мантуи. Фреска плафона, изображающая в самом центре свода круглую галерею с людьми, смотрящими сквозь перила, является, по сути, первой иллюзионистической декорацией в западноевропейском искусстве. Искусно написанные облака еще более усиливают впечатление прорыва в небо.

Здесь жила Изабелла д"Эсте – самая знаменитая маркиза Мантуи. Изабелла д"Эсте родилась в Ферраре, она была старшей дочерью ферррарского герцога и старшей сестрой не менее известной Беатриче д"Эсте, герцогини Милана. Изабелла д"Эсте получила хорошее образование и в 16-летнем возрасте она вышла замуж за 25-летнего Франческо II Гонзага. Изабелла д"Эсте была красива, умна, начитана и остроумна. Она увлекалась искусством и покровительствовала художникам и поэтам. В ее дворце побывали Леонардо да Винчи, Андреа Мантенья, Перуджино, Корреджо, Тицин, Рафаэль и другие.
Изабелла д"Эсте любила украшения и умела одеваться со вкусом. Красивая и стильная она быстро стала «первой женщиной» эпохи Возрождения. Вместе с тем английский писатель Генри Мортон, тонкий наблюдатель и неутомимый исследовать исторических персонажей, замечает, что Изабелла д"Эсте была высокомерной, пробивной и стервозной женщиной, которая не помогла умирающему бедному Мантенья, а торговалась с ним за бюст Фаустины. Она проходила по художественным студиям и сметала все то, что ей нравилось. А если речь заходила о покупках, то Изабелла д"Эсте приказным тоном писала найти ей шкурку животного с головой для муфты.
Когда ее муж Франческо умер в 1519 году, то престол унаследовал старший сын Изабеллы Федерико. Но он был еще мал, поэтому Изабелла д"Эсте стала регентом и продолжала управлять страной. За это время позиции Мантуи окрепли.
Умерла Изабелла д"Эсте через 20 лет, ее похоронили в церкви Святого Павла в Мантуе, но ее останки пропали из могилы.


Герцогский дворец

В конце площади Сорделло находится дом Риголетто – персонажа одноименной оперы Верди. В этом здание проходят художественные выставки.


Свернем направо и увидим замок Святого Геогрия (Via San Giorgio) , который был возведен в 1395 г. для защиты города, но в 1459 году замок трансформировали в резиденцию Фанчелли. Внутри замок оформил Мантенья.


Пройдем вдоль крепостных стен и набережной, потом свернем направо на via Trieste .
После пересечения канала, повернем направо на via Gilberto Goi , затем налево на via Massari и направо на via XX Settembre , которая приводит на площадь Piazza Martiri di Belfiore. Раньше вместе здания почты на площади возвышалась церковь, но ее разрушили. Единственное, что осталось от церкви – статуя Святого, установленная на мосту. Всю эту зону перестроили в начале XIX в. Пройдем по направлению к Рыбному рынку, покрытому рядом портиков. Здесь торговали рыбой, выловленной в озерах и привезенной на рынок по каналам в лодках. С другой стороны располагались мясные лавки.
Продолжим наш маршрут по via G.Chiassi .
На перекрестке с via Poma находится церковь святого Барнаба . Современная постройка относится к XVIII в., а первые известия о церкви датируются 1268 годом. В церкви был похоронен Джулио Романо, но его могила была утеряна.
Пройдем по via Poma .
Там, где улица расширяется слева будет дом Джулио Романо , возведенный в 1544 г., но позже перестроенный. Над входными дверями установлена статуя Меркурия и барана – это герб семью Джулио Романо. Сейчас дом находится в частном владении и его нельзя посетить.
Настоящее имя гениального архитектора, живописца и рисовальщика было Джулио Пиппи, прозвище Романо означало «римлянин», т.к. он родился в Риме . Джулио Романо был один из самых талантливых учеников Рафаэля. Под руководством Рафаэля он трудился над фресками в Ватикане и на вилле Фарнезина в Риме , он также написал ряд картин и завершил многие неоконченные работы своего учителя.
В 1524 году Джулио Романо приехал в Мантую по приглашению маркиза Федерико II Гонзага. Его назначили главным архитектором дворцовых построек Гонзага. В Мантуе Джулио Романо написал фрески для герцогского дворца, изображающие сцены из мифа о Диане и из истории троянской войны. Но главным творением стал палаццо Те, к которому мы идем. Умер Джулио Романо в Мантуе 1 ноября 1546.
На пересечении с via Giovanni Acerbi свернем направо.
Пройдем вперед и увидим с правой стороны доминирующий храм святого Себастьяна , возведенный в 1460 г. по проекту Леона Баттиста Альберти. Позже в церкви устроили склад, но в начале XIX в. опять для религиозных целей.


Храм святого Себастьяна

Почти напротив церкви расположен краснокирпичный дом №47, известный как дом Мантенья .
Андреа Мантенья был придворным художником с 1457 года и маркиз Людовик Гонзага подарил ему кусок земли. Дом из красного кирпича с уникальным цилиндрическим двориком можно посетить.
Он открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 12.30 и с 15 до 18. Вход свободный, если нет выставок.

Пересечем Viale Risorgimento и viale Isonzo , где находятся два портала с Орлами. Отсюда начинается сад, принадлежащий дворцу Те . Аллея, окруженная деревьями приводит к палаццо Те , который является еще одним символом Мантуи.
Дворец возвел в 1525-35 гг. Джулио Романо для Федерико Гонзага. Дворец четырехугольной формы находится на острове, образованном каналом. Канал был окружен садами, фонтанами, статуями и деревьями, а в центре возвышался дворец Те.
В последующие века дворец использовали в качестве казарм. Сады, фонтаны и статуи были уничтожены. Зачем они нужны солдатам?


Дворец Те

Позже дворец был отреставрирован. Сейчас здесь расположен музей с восьмью залами, где можно полюбоваться работами Джулио Романо и других художников.

Кухня Мантуи

Мантована (Mantovana) – типичный хлеб из Мантуи круглой формы из пшеницы мягких сортов.
Sorbir d"agnoli или bevr"in vin – суп, в бульон которого добавляют вино, а затем пасту или тортелли, например, с тыквой (Tortelli di zucca).
Среди вторых типичных блюд стоит отметить щуку (luccio) и тушенное мясо осла или лошади (Stracotto d"asino, Stracotto d"cavallo) .


Блюда мантованской кухни.

До посещения Мантуи этот итальянский городок вызывал у меня ассоциации исключительно с Шекспиром, точнее с фразой из : «Я в Мантую послал факелоносца!»

Несмотря на то, что Мантуя у большинства россиян иначе, как с принудительной ссылкой Ромео, ни с чем больше не ассоциируется, город этот на самом деле — настоящий ларец сокровищ: маленький, но полный драгоценностей, как с исторически-культурной, так и с гастрономической точки зрения.

Начнем с небольшого даже не исторического, а географического экскурса. Изначально город располагался не на материке, как сейчас, а на острове в окружении озер и притока реки Минчо. В Мантуе, как и в Венеции, улицы соседствовали с каналами, которые позже были закрыты и преобразованы в мостовые.

Сейчас в городе всего один канал, но и он закрытый, зато озера никуда не делись, находятся на въезде в город и, когда проезжаешь мимо, они кажутся двумя огромными зеркалами, этакими водяными воротами Мантуи.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА: ЦЕНТР ГОРОДА

Несмотря на то, что первыми на озерах поселились этрусски и галлы, и именно здесь по преданию родился Вергилий, расцвет Мантуи пришелся на четырнадцатый-семнадцатый века, когда сеньорами мантуанского герцогства стало семейство Гонзага. Именно им Мантуя обязана таким количеством дворцов и замков, что город претендует на звание культурной столицы Европы в 2019 году. В принципе, про каждый дом Мантуи можно написать минимум пару предложений, но мы остановимся на основных достопримечательностях города.

CASTELLO DI SAN GIORGIO

Архитектором Castello di San Giorgio стал инженер Бартолино да Наварра. По его проекту мощные стены, украшенные, как и везде на севере Италии, знаками гибеллинов, обнесли рвом, наполненным водой из окрестных озер. Именно Замок Святого Георгия — первое, что видишь, въехав в город. Несмотря на то, совсем скоро замок стал использоваться не столько для оборонительных целей, сколько как место жительство Гонзага, а потому в XV веке к замку были достроены дополнительные помещения, а внутренние комнаты разукрасили фресками и картинами, — ров с водой и прочие атрибуты классической крепости сохранились тут и по сей день.

Сегодня замок Святого Георгия принадлежит даже не правительству Мантуи, а котам его населяющим, — толстых и хвостых тут водится даже больше, чем туристов, людей не боятся, но и гладить себя не дают.

ПАЛАЦЦО ДЮКАЛЕ

Вообще-то Дворец Герцогов (а именно так корректнее всего на русский язык перевести название Палаццо Дюкале) соединен с замком Святого Георгия, так что в принципе — это единый комплекс сооружений, принадлежавший сеньорам Гонзага, отстроившим настоящий город внутри Мантуи.

На фото: сад во дворе палаццо Дюкале

Дело в том, что семейство Гонзага местные жители не слишком жаловали, и сеньоры, опасаясь нападения со стороны мантован, старались без необходимости не выходить на улицы города, а свои дворцы обнесли внушительными стенами. Долгое время Палаццо Дюкале был закрыт для посещения туристов, но сегодня часть залов открыта для публики.

Итак, за стенами замка — роскошный сад, второй сад (подвесной) разбит на крыше первого этажа палаццо (совсем, как ).

Все комнаты и залы дворца сквозные и соединены друг с другом переходами, так что ни о какой приватности в жизни сеньоров Гонзага говорить не приходится. Из наиболее интересных и заслуживающих внимания залов: зал охотников с жутковатыми масками на потолке, зал зодиака с росписью в виде оживших созвездий, зал рек со статуями, сложенными из песчаника, зал-лабиринт с зашифрованной на потолке надписью: «Может, «Да», а, может, «Нет», а также галерея, фрески которой повторяют коридоры Ватикана.

Поскольку Гонзага не любили покидать свою обитель, в комплексе наличествует и домашняя церковь с таким родным для русского слуха называнием Санта-Барбара, правда, для посещения она закрыта. Зато можно увидеть внушительного размера постель герцогов, выписанную из Милана, каменную ванну и мраморную раковину, в которой представители аристократического семей принимали купались прямо на свежем воздухе.

ДОМ РИГОЛЕТТО

Напротив дворца находится дом Риголетто: именно по этому адресу проживал горбун — главный герой оперы Верди.

На фото: статуя Риголетто в Мантуе

Во дворе дома — бронзовая статуя Риголетто, а еще в этом же здании можно приобрести билет для массового посещения всех музеев города (стоит билет 15 евро).

PIAZZA SORDELLO

Одна стена Палаццо Дюкале полностью выходит на piazza Sordello . Площадь — удивительно красивая, но есть одно но, камни, которыми она вымощена, — настоящие булыжники, так что во время прогулки во вьятнамках подошвы ног испытывают невыносимые мучения.

На фото: гигантская брусчатка на piazza Sordello

Тут же на площади находится и Собор Святого Петра . Снаружи Дуомо Сан Пьетро ничего особенного не представляет, если не считать боковых вставок из красного кирпича, зато внутри храма можно провести ни один час и не только потому, что летом в базилике приятно-прохладно.

Изнутри купола собора украшены фресками, алтари — холстами Лоренцо Коста, а колонны храма выполнены из каррарского мрамора. В целом убранство собора настолько богатое, что может соперничать, к примеру, с Санта-Мария-Манджоре в Риме. Особого внимания заслуживает полотно Коста «Мученичество Святой Агаты», хотя, если честно — это не самый приятный христианский сюжет, ведь у Святой Агаты вырвали груди.

На фото: собор Сан-Пьетро в Мантуе

С другой стороны площади — Торре делла Габбиа (здание легко узнать по башне, долгое время бывшей самой высокой в городе), знаменито тем, что во времена Средневековья в железных клетках, прикрепленных к стене здания, публике показывались преступники.

По узким улочкам, мощеным уже не такими убийственными булыжниками, идем в центр города через галерею арок и попадаем на Пьяцца делле Эрбе — вторую главную площадь города. Тут находятся ротонда Сан Лоренцо — самая древняя церковь Мантуи, построенная в 1082 году по приказу Матильды ди Каносса. Кстати, обнаружили ее только в начале двадцатого века, после того, как снесли построенные на этом месте дома.

На фото: ротонда Сан Лоренцо в Мантуе

Практически вплотную к ротонде еще один дворец — палаццо Делла Раджоне , в основном внимание гостей города привлекает башня дворца с огромными астрологическими часами.

Ну и тут же находится базилика Сант’Андреа : красивое, но очень странное сооружение. Красивое, поскольку внутри ее интерьер — сплошь из золота, странная, потому что базилика входит в состав достроенного позже монастыря бенедиктинцев.

В результате получилось здание очень своеобразной формы, кажется, будто собор со всех сторон обложили гигантскими кубами-лего, а оттого даже найти вход в базилику получается не с первого раза. Также из интересных зданий, находящихся в центре Мантуи, хочется отметить дворец Торговцев. Палаццо делла камера ди коммерчо — не такое старое, как кажется на первый взгляд, возвели его лишь в 1913 году, однако оно представляет собой великолепный образец неосредневекового стиля.

На фото: Палаццо делла камера ди коммерчо

PALAZZO TE: ВНЕ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА

В отдалении от центра Мантуи находится Palazzo Te — еще один дворец Гонзага, построенный по проекту ученика Рафаэля Джулио Романо в шестнадцатом веке. Дворец внешним видом напоминает скорее виллу, окружен пышным садом, а стены облицованы блоками необработанного камня.

Внутри дворца — фрески и богато расписанные потолки, особенно можно выделить зал Лошадей: своды украшены резными панелями с греческими орнаментами, стены также декорированы панелями с изображением лошадей — любимых животных рода Гонзага. Еще из любопытного — зал Ветров и Зодиака, где в шестнадцати медальонах изображены знаки зодиака, а также фигуры Богов и Стихий.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает зал Амура и Психеи в помещении, предназначенном для банкетов. Вход сюда, что называется, только для взрослых, потому что сцены любви Амура и Психеи изображены со всеми порнографическими подробностями.

На фото: зал Амура и Психеи в Палаццо Те

В Палаццо Дюкале тоже есть зал Амура и Психеи, но там все чинно-благородно и без позиций из Камасутры. Кстати, говорят, художник по просьбе заказчика придал действующим лицам порно-фрески схожесть с членами благородных семейств Италии, так Психея — воплощение Боскетти, а Венера — Изабелла д’Эсте (мать герцога).

ШОПИНГ

Все главные магазины Мантуи расположены на улице, ведущей к Пьяцца делле Эрбе прямо под сводами арок. Тут и MaxMara со Sportmax, и бьюти-бутик Chanel, и множество мультибрендовых магазинчиков, торгующих в основном обувью. Из исконно итальянских брендов хочется отметить бутик Sandro Ferrone — римская марка, выпускающая туники, комбинезоны, обувь и платья, напоминающие по стилю MaxMara. Вещи высокого качества, но стоят в разы дешевле, чем у именитых соседой: от 50 до 120 евро.

На фото: витрина бутика Sandro Ferrone

Также близ Мантуи находится классическая аутлет-деревня Fashion District со 110 магазинами разной ценовой категории: от Bottega Veneta до Calzedonia и Adidas. Скидки: от 30 до 70 %, часы работы магазинов: с 10.00 до 20.00. Официальный сайт: , на нем же можно заказать трансфер в деревню-аутлет и обратно.

ГАСТРОНОМИЯ

После визита в Мантую место ссылки Ромео ассоциируется у меня исключительно с тортеллини, и это несмотря на то, что родиной этого вида пасты, представляющего собой итальянскую вариацию на тему наших любимых пельменей, считается соседний регион Эмилия-Романия.

По легенде своей формой тортеллини должны повторять форму пупка Венеры (или по другой версии форму пупка любовницы повара, придумавшего этот сорт пасты), но с тех пор много воды утекло, так, к примеру, классические тортеллини с тыквой (традиционное блюдо Мантуи) имеют форму квадрата. Начинка пасты: смесь вареной тыквы, соленого пармезана, горчицы, мускатного ореха, а также рикотты или ликера амаретто. Кстати, изначально этот вид тортеллини был традиционным угощением, подающимся в Сочельник, — накануне Рождества католическая церковь не рекомендует есть мясо.

Кстати о мясе, точнее об antipasti. В Мантуе в свободной продаже и практически в любой мясной лавке можно обнаружить кулателло — мясной деликатес наподобие ветчины, для приготовления которого требуется 36 месяцев. Также любителям всевозможных колбас рекомендуется попробовать salame mantovano — салями в белой оболочке из свинины с добавлением чеснока, крупной соли и перца, вялится колбаса от трех до шести месяцев в зависимости от размера.

Также из местных специалитетов — ciccioli mantovani — зажаренный свиной жир, очень напоминающий наши российские шкварки, изначально был блюдом окрестных деревень, но с течением времени прижился и в городе.

Подают мясные блюда с мостардой — соусом из фруктов, маринованных в горчице или сиропе. Хотя выглядит мостарда словно сладкий джем, на вкус она больше напоминает васаби, а потому употреблять горчицу следует аккуратно.

Самая знаменитая местная сладость — sbrisolòna, торт, тесто которого состоит из белой, желтой муки и сахара в равных долях, куда потом добавляют масло, желток и миндальную крошку.

Торт очень твердый, его невозможно разрезать, поэтому сладость разбивают на куски ударом кулака. Получившиеся кусочки, на вкус напоминающие миндальное печенье, едят, макая в белое вино.

Мантуя даже для богатой на достопримечательности Италии является уникальным творением человеческих рук. Неслучайно весь исторический центр города, включая площади, строения, улицы внесен в список ЮНЕСКО, как единая уникальная ценность. Ветры истории не смогли изменить индивидуальность Мантуи. А люди сделали все возможное, чтобы сохранить как можно дольше этот прекрасный город.

Его описывал Вергилий, упоминал Верди в «Риголетто». Ромео волею Шекспира был сослан сюда после поединка с Тибальдом. Такая слава неслучайна. Мантуя или Мантова, как называют ее итальянцы, еще во времена ренессанса была признана культурной столицей Италии. Кстати, в 2019 году именно этот город заявлен Италией на звание культурной столицы Европы.

Мантуя расположена на берегу реки Минчо. Когда-то она вообще находилась на острове между озерами и рекой, напоминая своими пейзажами Венецию. Но часть озер была осушена, каналы засыпаны. Оставили один, для полноты ассортимента достопримечательностей, наверное. Чтобы уж точно иметь в одном месте все возможные красоты и редкости. Два прекрасных озера у въезда в Мантую тоже сохранены.

Гонзага – покровители Мантуи

В 1328 году Луиджи Гонзаго победил забытого историей предшественника и на долгие века сделал свой род наследными правителями Мантуи. У знаменитого семейства было немало своих «скелетов в шкафу». Кто же из власть имущих в Средние века не занимался интригами, не отправлял неугодных родственников в монастыри и на тот свет. Герцоги Гонзаго не составили исключения. Но для города они стали настоящими радетелями, меценатами, бескорыстными покровителями.

Каждые следующие представители семейства одной из главных своих жизненных задач считали укрепление и расцвет Мантуи. Кроме привлечения к строительству города лучших архитекторов, творцов, строителей, они сделали его центром культуры и искусства. По сути, они стали законодателями художественных пристрастий, моды и даже нравов своего времени. Быть вхожим в мантуанский двор считалось престижным для всей Европы.

Понятно, что такое влияние стало возможным после укрепления политических позиций. Умные и дальновидные Гонзага роднились с представителями влиятельных семейств австрийской, византийской династии, установили дипломатические отношения со Священной Римской империей, Венецианской Республикой, с Папой Римским. В Герцогском Дворце – главной достопримечательности Мантуи, есть зал, украшенный портретами представителей рода. 13 епископов, 14 кардиналов, есть даже свой святой, утвержденный в этом звании Папой Римским. Достойный список. Один из портретов, на котором изображено семейство в своем составе на начало XVII столетия, принадлежит кисти самого Рубенса.

Благодаря искусному политическому лавированию правителей, Мантуя до XVIII века была единственным независимым городом. Потом, после очередных войн за главенство и территории, город был присоединен к Австрийскому королевству. Спустя время в нем «похозяйничал» Наполеон. Затем опять Австрия. На этом процветание Мантуи завершилось. Лишь в 1866 году она вошла в состав Италии.

Последующие политические бури тоже оставили след на ее облике. Но Италия сделала все возможное, чтобы восстановить, улучшить и сохранить прекрасное лицо города. Забавный факт: периодически в городской мэрии работают представители рода Гонзага. А его главе предоставляется право открытия ежегодного Мантуйского фестиваля в Италии.

Прелестная Мантуя

Город настоль гармоничен, что создает впечатление шкатулки сокровищ. Герцоги Гонзага, их многочисленные вассалы при строительстве жилищ стремились превзойти все европейские дворы. Многим это удалось. Дворцы и замки Мантуи уникальны настолько, что часто не дают возможности сравнения. У каждого здания в городе есть своя интересная история и свой колорит. Даже коротко рассказать обо всем, заслуживающем внимания, просто невозможно. Многочисленные туристы составили свой рейтинг топ-достопримечательностей.

Палаццо Дукале или Герцогский Дворец. Принадлежал он, естественно, семейству Гонзаго. И был в те времена самым большим в Европе. Сейчас величественное сооружение впечатляет не меньше. Это не одно, а целый ансамбль зданий, включающий крепость, базилику и сам дворец, насчитывающий 500 залов.

Как многие знаменитые постройки средневековья, эта достопримечательность города строилась не одно столетие. Отсюда смешение разных стилей, но сделанное мастерски, с соблюдением гармонии и красоты. Соединяют помещения красивые переходы, коридоры, галереи, внутренние дворики и сады. Интерьеры залов и помещений украшены ценнейшими произведениями культуры того времени. Здесь представлены работы Леонардо да Винчи, Донателло, Андреа Мантенья, Джулио Романо. Сохранились даже незаконченные фрески Пизанелло, интересные тем, что на них оживают страницы легенд о славном короле Артуре.

Кафедральный собор, находящийся на площади Сорделло прямо напротив Палаццо Дукале. Собор не впечатляет размерами, но настолько необычен снаружи! Особенно если обходить его, наблюдая резкую смену архитектурных стилей. Романский стиль сменяется готикой, стены из красного кирпича – многоцветным мраморным фасадом в стиле барокко, стрельчатые окна и шпили – строгими капеллами. Внутренние нефы и алтари собора украшены бесценными фресками, полотнами Франческо Коста, колоннами из каррарского мрамора. Роскошный и величавый – так можно охарактеризовать величественное сооружение, знаменитое на всю Италию.

Необычная архитектура, богатое внутренне убранство выделяют из общего ряда достопримечательностей Мантуи Базилику Сант’Андреа. Вначале на месте храма был бенедиктинский монастырь. В XV веке, взяв за основу самую красивую часть сооружения, архитектор Альберти спроектировал будущий шедевр. Увы, сам он не смог реализовать свои планы, а его ученики воплотили в жизнь лишь часть проекта. В общем, как большинство средневековых дворцов, здание стало долгостроем. Но нет худа без добра: каждые последующие зодчие вносили свои изюминки в создание шедевра.

Палаццо дель Те притягивает как магнит всех, кто хоть раз о нем слышал. Творение любимого ученика Рафаэля Джулио Романо считается эталоном маньеризма – стиля манерного, изощренного, своеобразного. Романо был сыном своего века и вложил в этот дворец все свое творчество, вдохновение, талант. В средствах его не ограничивали. Правящий в тот период Федерико Гонзаго процветал, и для полного счастья ему не хватало лишь специального помещения для развлечений и пиршеств.

Джулио Романо создал неповторимое произведение искусства. Причем необычная достопримечательность была возведена всего за полтора года. В течение последующего десятилетия интерьеры украшались и пополнялись все новыми шедеврами. Залы Гигантов, Амура и Психеи, большой Лошадиный зал оформлены фресками, над которыми трудился сам Романо. Красочные, зачастую пикантные сюжеты, богатство деталей, роскошь декора дают представление о фривольности и свободе нравов того времени. Колоссальные размеры фрески «Низвержение титанов» и своеобразный натурализм произведения просто ошеломляют!

Но кроме старинных достопримечательностей стоит познакомиться еще с одной – музеем Тацио Нуволари. Легендарный гонщик прославил родной город. У него даже прозвище было «Летающий Мантуанец». В 20-х годах прошлого века он стал звездой автогонок и навсегда остался гордостью Мантуи и всей Италии.