Камбоджа храмовый комплекс анкор. Ангкор – огромный храмовый комплекс в Камбодже

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня целью нашего виртуального путешествия будет храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже. Область Ангко́р была центром Камбуджадеши, древнего государства кхмеров. Кроме самой Камбоджи, оно включало территории сегодняшних Лаоса, Вьетнама и Таиланда.

Как известно из , существовало это феодальное королевство с IX по XIII века. Своего наивысшего расцвета достигло в XII веке, когда и строился Ангкор Ват. История умалчивает, как храм назывался в те времена.

Сурьяварман II, один из правителей Кхмерской империи, возвёл его в честь бога индуистов Вишну. Поэтому есть предположения, что историческое название могло звучать как «Варах Вишнулока», то есть «место, где обитает святой Вишну».

Что означает современное название

«Ангкор» (от санскритского «нагара») значит «город». Интересно, что в Камбуджадеше разговаривали на двух языках: правители на санскрите, а простолюдины – на кхмерском языке. Слово «Ват» в языках азиатских странах может обозначать храм, пагоду или монастырь.

Храмовый комплекс Ангкор Ват, Камбоджа

Кхмерский язык здесь не исключение, но в нём есть и второе значение слова «Ват»: это «восхищение» или «почитание».

Камбоджийцы невероятно гордятся своей главной святыней. Изображение Ангкор Вата присутствует на государственных символах страны: гербе и флаге.

Таким образом, название святилища можно перевести как:

  • город-храм;
  • городской храм;
  • столичный храм.

Но фактически слово Ангкор уже давно стало именем собственным и оттого никак не переводится. Поэтому Ангкор Ват – это храм Ангкор.

Расположение

Развалины Ангкора расположены совсем рядом с Сиемреапом. Это столица камбоджийской провинции с таким же названием. Ангкорский археологический парк занимает примерно четыреста кв. км вместе с лесистой его территорией.


Храмовый комплекс Ангкор Ват на карте

Здесь находятся величественные реликвии столиц Кхмерской империи, существовавших в разное время с IX по XV века. Они включают и храм Ангкор Ват, о котором пойдёт речь в нашем рассказе. Ангкорский археологический парк с 1992 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Открытие миру заново

Некогда великая Камбуджадеша была обескровлена бесконечными войнами с соседями и непомерными расходами на грандиозное строительство. В XIV веке она перестала существовать. Ангкор Ват постепенно пришёл в запустение, но окончательно заброшен не был, так как тут всегда жили монахи.

Спустя два века священное место посещают первые европейцы. Ими стали португальцы. Вначале купец Диогу ду Коуту опубликовал свои заметки путешественника. А через 36 лет и монах Антониу да Мадалена, посетив развалины храма, описал его в превосходных тонах.


Но по-настоящему европейцы заинтересовались святыней в 1860 году. В этот раз французы внесли свою лепту в привлечении внимания к святыне:

  1. Проповедник Шарль-Эмиль Буйево, издавший двухтомник своих впечатлений от посещения этого места.
  2. Естествоиспытатель и путешественник Анри Муо, популяризировавший среди западных людей великий кхмерский храм.
  3. Анри Эрнест Жан Пармантье, археолог, а впоследствии директор Французского института Дальнего Востока, который изучал, описывал в документах и участвовал в восстановлении памятников Ангкора.

Парижская колониальная выставка, которая проводилась в 1931 году, экспонировала макет святилища Ангкор Ват.


Модель Ангкор Вата в Королевском дворце, Камбоджа

Не обошлось и без варварских выходок. В 70-х годах часть построек и скульптурных изображений были повреждены полпотовцами. Ну а сейчас, охраняемый мировой общественностью, храм является достопримечательностью номер один в Камбоджийском королевстве, и как сюда добраться, подскажут в любом туристическом агентстве.

Те, кто здесь уже побывал, делятся с туристами своим опытом:

  1. Входной билет можно купить на день, три дня или неделю. Его нужно сохранять, так как контролёры периодически проверяют билеты. С билетом можно покидать комплекс любое количество раз в течение оплаченного времени и входить вновь. Он именной: на кассе сделают вашу фотографию, и она будет на билете.
  2. Подделка билета карается законом, равно как и разграбление и порча имущества Ангкора.
  3. В 5 часов утра здесь принято встречать рассвет, а закрывается комплекс в 17:30.
  4. Одеться нужно подобающим образом, закрыв плечи и колени. Головной убор спасёт вас от солнечного удара. А обувь, несмотря на жару, рекомендуют выбирать удобную, типа кроссовок, так как лестницы с каменными ступенями очень круты.
  5. Ну и совершенно очевидные истины: не стоит мусорить, курить, трогать изображения руками. Нужно уважительно относиться к и выполнять предписания указателей и табличек на территории.


Перед посещением храма, конечно, неплохо подковаться в теоретическом плане. Поэтому обратимся к описанию его архитектуры.

Архитектурные особенности

Ангкорианский стиль, в котором построено это святилище, сочетает черты как кхмерской, так и индуистской архитектуры. Это храм-гора, олицетворяющий , в сочетании со множеством галерей. Постройка состоит из трёх прямоугольных террас, составляющих пирамиду.

Внутренний прямоугольный двор занимает двести гектаров. Его окружает стена высотой в четыре с половиной метра. С внешней стороны стены больше чем на три с половиной километра тянется ров, наполненный водой.

По его краям земля расчищена от джунглей на ширину тридцать метров. Ширина рва – сто девяносто метров, и считается, что именно он спас храм от гибели и от нашествия диких животных из джунглей в годы забвения.


Башни Ангкор Вата

Неповторимую красоту монастырю придают пять башен. Каждая из них по форме напоминает цветок лотоса. Башня, которая в центре, возносится в небо на шестьдесят пять метров. Она выше остальных четырёх на сорок два метра.

Кхмерские верующие не ходили в храмы: здесь обитали их боги. Вовнутрь можно было заходить лишь представителям духовенства и правителям. Агкор Ват также служил усыпальницей Сурьявармана II.

Вход в храм осуществляется через западную гопуру (башню над воротами), считающуюся главной. Она состоит из трёх полуразрушенных башенок, за которыми поначалу не видно гигантского основного здания, и является его подобием по форме. Выйдя из гопуры, путник проходит к храму по дороге, с обеих сторон которой тянется парапет с изваяниями змей о семи головах.

Дорога проложена по дамбе, сделанной из песчаника. Вероятно, дамбу ранее заменял деревянный мост. С восточной стороны к святыне ведёт земляная насыпь. Со всех четырёх сторон света есть гопуры, но три другие поменьше, чем западная.


Статуя Вишну в южной башне, Ангкор Ват, Камбоджа

В южной башне есть статуя Вишну. Предполагают, что он появился в ней позже, а первоначально его место было в центральном зале. Четыре гопуры на каждом из трёх ярусов соединяются галереями, украшенными по внешней стене квадратными колоннами.

Галереи настолько просторны, что в них, при желании, мог бы пройти слон. Из-за этого другое название гопур – «слоновьи ворота». Потолок галерей имеет украшения в виде каменных цветов лотоса. А стены имеют богатейшую отделку, более тысячи квадратных метров. Что это:

  • барельефы с сюжетами из истории кхмеров, древнеиндийского эпоса и индуистских мифов;
  • фигурки двух тысяч обворожительных полубогинь – апсар с замысловатыми изысканными причёсками;


Барельефы на стенах храма — апсары

  • грифоны;
  • скульптуры танцующих людей;
  • драконы с крыльями, запряженные в колесницы;
  • танцующие на спинах бегущих животных фигуры мужчин;
  • единороги;


  • воины с предводителями, шествующими верхом на слонах;
  • деваты.

На карте комплекса изначально были и городские постройки, и королевский дворец. Но все они разрушились со временем, так как были построены не из камня. Лишь очертания некоторых улиц сохранились до сих пор.

От главной дороги к храму перпендикулярно ей есть шесть пар боковых лестниц, по которым можно спуститься на территорию бывшего города. Здесь есть два здания библиотек, расположенных симметрично с обоих боков дороги, а перед ними – пруды. Эти водоёмы, как и терраса в виде креста, в которую переходит главная дорога, появились позже, чем другие элементы комплекса.


Тонкости постройки

Камни, служившие для постройки, настолько гладкие, что кажутся полированными. Никакого раствора для их сцепки не использовалось. Они так плотно прилегают к соседним камням, что швов вообще не видно.

Иногда в блоках вообще отсутствуют соединения, их удерживает сила тяжести. В большинстве блоков исследователями были замечены множественные отверстия около трёх сантиметров в длину и чуть меньше в сечении. Мнения об их назначении расходятся: одни учёные считают, что они предназначены для металлических прутов-соединений, другие – что они для соединительных деталей, при помощи которых облегчалось перемещение камней при монтаже.

Имеются сведения, что для приведения в действие блочного механизма использовались слоны. Канаты были сделаны из койра – среднего слоя стенки кокосов. Так камни поднимали на место.


Отверстия есть и в стенах. Это позволяет предположить, что некогда тут были панели из бронзы. Это было верхом шика в древности, но и привлекало мародёров.

Цифра, обозначающая количество песчаника, ушедшего на строительство этого памятника старины, впечатляет: свыше пяти миллионов тонн.Этот строительный материал доставляли с плато Кулен по реке Сиемреап.

По современным представлениям сооружение такой сложности должны были возводить несколько сотен лет. Тем не менее строительство Ангкор Ват завершили примерно за сорок лет – время жизни его основателя. Это свидетельствует, что строители обладали какими-то особыми знаниями и навыками.

И напоследок совсем сенсационная информация: учёные установили с помощью компьютерных программ, что расположение храмов комплекса Ангкор в точности соответствует расположению звёзд в созвездии Дракона, каким оно было во время восхода солнца за десять с половиной тысяч лет до нашей эры, в день весеннего равноденствия.Так что это чудо света , которому всего около тысячи лет, продолжает хранить свои тайны.

Заключение

Посетив храм Ангкор-Ват, даже закоренелые скептики признают, что знаменитое место обладает удивительной энергетикой и надолго западает в душу. Многие возвращаются сюда снова, и не единожды. В одном побывавшие здесь туристы единодушны: это чудо обязательно нужно увидеть собственными глазами хоть раз в жизни.


Среди джунглей Юго-Восточной Азии затерялась загадочная Камбоджа, поражающая контрастами между нетронутой природой и шумными городами с ярким колоритом. Страна гордится древними храмами, один из которых – Ангкор-Ват. Огромное сакральное сооружение хранит тайны и легенды города богов и столицы древней Кхмерской империи.

Высота трехуровнего комплекса, сложенного из нескольких миллионов тонн песчаника, достигает 65 м. На площади, превышающей территорию Ватикана, расположились целые галереи и террасы, великолепные башни, фасады которых начинали сооружаться и расписываться вручную при одном императоре, а заканчивались уже при другом правителе. Работы продолжались 30 лет.

История создания храма Ангкор-Ват

Столица Кхмерской империи строилась на протяжении 4 веков. Археологи считают, что площадь города составляла 200 кв. км. За четыре столетия появилось множество храмов, некоторые из них можно увидеть и сейчас. Ангкор-Ват сооружался в эпоху, когда древним государством правил Cуpьявapмaн II. Король умер в 1150 году, и комплекс, построенный в честь Бога Вишну, после смерти императора принял его в усыпальнице.

В XV веке Ангкор захватили тайцы, и местные жители, которых, как считают историки, было около миллиона, ушли из города на юг государства и основали новую столицу. В одной из легенд рассказывается, что император приказал утопить в озере сына жреца. Бог разгневался и послал наводнение на процветающий Ангкор.

Ученым до сих пор непонятно, почему в богатом городе не поселились завоеватели, если местные жители его покинули. В другой легенде повествуется, что мифическая богиня, которая превращалась в красавицу и спускалась с небес к королю, вдруг разлюбила и перестала приходить к императору. В дни, кода она не появлялась, Ангкор страдал от несчастья.

Описание сооружения

Гигантский храмовый комплекс поражает гармоничностью и плавностью линий. Он строился на песчаном холме сверху вниз, от центра к периферии. Внешний двор Ангкор-Ват окружает широкий ров, наполненный водой. Прямоугольная конструкция размером 1300 на 1500 м состоит из трех ярусов, обозначающих природную стихию – землю, воздух, воду. На главной платформе размещается 5 величественных башен, каждая символизирует один из пиков мифической горы Меру, самая высокая возвышается по центру. Она строилась как обитель бога.

Каменные стены комплекса украшены резьбой. На первом ярусе располагаются галереи, где возвышаются барельефы в виде древних кхмерских персонажей, на втором разместились фигуры небесных танцовщиц. Скульптуры удивительно сочетаются с архитектурой храма, в облике которого чувствуется влияние двух культур – индийской и китайской.

Все постройки расположены симметрично. Несмотря на то что Ангкор-Ват стоит в окружении водоемов, территория никогда не затапливается даже в сезон дождей. К главному входу в комплекс, располагающемуся в западной части, ведет дорога, по обе стороны которой стоят скульптуры змей с семью головами. Каждая надвратная башня соответствует определенной части света. Под южной гопурой находится статуя Вишну.

Все сооружения храмового комплекса сложены из очень гладких, словно полированных камней, плотно подогнанных друг к другу. И хотя раствором кхмеры не пользовались, ни щелей, ни швов не видно. С какой стороны человек не подходил бы к храму, полюбоваться его красотой и величием, он никогда не увидит все 5 башен, а лишь три из них. Такие интересные факты говорят о том, что комплекс, возведенный в XII столетии, является архитектурным шедевром.

Колонны, крыша храма украшены резьбой, а стены отделаны барельефом. Каждая башня по форме похожа на бутон прекрасного лотоса, высота главной достигает 65 м. Все эти сооружения соединяются коридорами, а из галерей одного уровня можно попасть на второй, а затем на третий.

У входа к первому ярусу разместились 3 башни. В нем сохранились панно с картинками из древнего эпоса, общая длина которых приближается к километру. Чтобы полюбоваться барельефами, нужно пройти через ряд величественных колонн. Потолок яруса поражает резьбой, выполненной в виде лотоса.

Башни второго уровня коридорами соединяются с теми, что расположены на первом ярусе. Внутренние дворики пространства когда-то наполнялись дождевой водой и служили в качестве бассейнов. Центральная лестница ведет на третий ярус, разделенный на 4 квадрата и располагающийся на высоте 25 метров.

Комплекс не строился для простых верующих, а предназначался для религиозной верхушки. В нем хоронили королей. О происхождении храма интересно рассказывается в легенде. Кхмерскому принцу удалось побывать у Индры. Красота его небесного дворца с изящными башнями поразила юношу. И бог решил подарить Преа Кет такой же, но на земле.

Открытие для мировой культуры

После того как жители покинули Ангкор, в храме поселились буддистские монахи. И хотя в XVI столетии его посетил португальский миссионер, о чуде света миру рассказал Анри Муо. Увидев среди джунглей башни, путешественник из Франции был настолько поражен великолепием комплекса, что описал красоту Ангкор-Ват в своем отчете. В XIX веке туристы поехали в Камбоджу.

В тяжелые времена, когда в стране хозяйничали красные кхмеры во главе с Пол Потом, храмы стали недоступны и для ученых, и для археологов, и для путешественников. И лишь с 1992 года обстановка изменилась. Деньги на реставрацию поступают с разных стран, но чтобы восстановить комплекс понадобится не одно десятилетие.

В конце девяностых английский историк высказал мнение, что сакральный храм является проекцией части Млечного пути на земле. Размещение сооружений напоминает спираль созвездия Дракона. В результате компьютерного исследования было установлено, что храмы древнего города действительно отражают расположение звезд Дракона, которое наблюдалось более 10 тыс. лет назад во время равноденствия, хотя точно известно, когда построен Ангкор-Ват – в XII веке.

Ученые выдвинули гипотезу, что главные комплексы столицы Кхмерской империи строились уже на ранее существовавших сооружениях. Современные технологии не в состоянии воссоздать величие храмов, которые держатся на своем весе, ничем не скреплены и подогнаны идеально.

Как попасть в храмовый комплекс Ангкор-Ват

Где находится город Сиен-Рип, можно найти на карте. Именно от него начинается путешествие к древней столице Кхмерской империи, расстояние составляет не более 6 км. Как добраться к храму, каждый турист выбирает самостоятельно – на такси или тук-туке. Первый вариант обойдется в 5 долларов, второй в 2.

Попасть в Сиен-Рип можно:

  • по воздуху;
  • по суше;
  • по воде.

В аэропорт города прилетают самолеты из Вьетнама, Кореи, Таиланда. Из Бангкока и столицы Камбоджи ходят автобусы. По озеру Тонлесап из Пномпеня летом отправляется небольшой катер.

Стоимость посещения комплекса зависит от того, что желает посмотреть турист. Цена билета в Ангкор начинается с 37 долларов за день, а маршрут составляет 20 кв. км. За неделю прогулок по древнему городу и знакомством с почти 3 десятками храмов нужно выложить 72$.

На территории Ангкор-Ват всегда множество путешественников. Чтобы сделать качественное фото, лучше отправиться на задний двор и постараться остаться там до заката. Побродить по величественным башням и галереям, расписанных сценами сражений, можно самостоятельно или в составе экскурсии.

Ров с водой, окружающий комплекс по периметру, формирует остров площадью в 200 га. Чтобы попасть на него, нужно пройти по каменным мостам, ведущим к 2 противоположным сторонам ступенчатой пирамиды храма. К западному входу, возле которого красуются 3 башни, проложен тротуар из крупных блоков. Справа в святилище стоит огромная статуя бога Вишну. По обе стороны от дороги располагаются библиотеки, имеющие выходы на запад, север, восток и юг. Рядом с храмом разместились искусственные водоемы.

Перед глазами туристов, поднявшихся на второй яруса, предстанет завораживающая картина главных башен. К каждой из них можно подойти по каменным узким мостам. Величие третьего уровня комплекса указывает на совершенство и гармонию кхмерской архитектуры.

Исследования, которые проводятся учеными и археологами на территории древней столицы процветающей империи, откроют новые тайны загадочного и величественного храма Ангкор-Ват. История кхмерской эпохи восстанавливается благодаря надписям на скульптурах и архитектурных шедеврах. Многие факты указывают на то что, люди здесь жили очень давно, и город богов был основан потомками древнейшей цивилизации.

Захватывающее зрелище откроется путешественникам, решившимся пролететь над храмовым комплексом на вертолете или воздушном шаре. Туристические компании готовы оказать такую услугу.

Наш читатель Игорь М. продолжает рассказ о своей поездке в Камбоджу. Сегодня речь пойдет про главную достопримечательность этой страны, великий и таинственный храмовый комплекс Ангкор Ват.


Продолжение. Начало рассказа о поездке в Камбоджу читайте здесь:

Итак, Ангкор. Ангкор — это столичный район империи кхмеров. Именно там сохранились самые грандиозные и известные памятники – Ангкор Ват, Байон и Ангкор Тхом. Ангкор Ват — это гордость Камбоджи, огромный храмовый комплекс или город-храм. Он у них изображается на всех гербах, флагах и эмблемах. Этот комплекс считается крупнейшим культовым сооружением в мире.

Ангкор строился с XI по XIII век (каждый правитель что-то строил и пытался превзойти остальных). Построен из камня, хотя в те времена из него возводили только культовые сооружения. Бедные кхмерские крестьяне жили в шалашах, правители – в деревянных дворцах (естественно, подобные здания не сохранились), а вот каменные сооружения стоят и по сей день.

Утром я проснулся в четырехзвездочном отеле, нас покормили и повезли на экскурсию в этот самый Ангкор. Для посещения Ангкора необходим билет. Для этого каждого туриста фотографируют и через пару секунд возвращают индивидуальный билет с фотографией - он на ленточке и надевается на шею. Но вот все формальности пройдены и мы прибываем в Ангкор-Ват!

Храмовый комплекс Ангкор Ват во время нашего визита активно реставрировали. Видно, что некоторые части покрыты зеленым покрывалом.

Храмовый комплекс Ангкор Ват: великий город, затерянный в джунглях

Зрелище очень интересное. Храмовый комплекс Ангкор Ват очень хорошо сохранился. Дело в том, что храм окружен квадратным рвом-водоемом, только узкая полоска земли является проходом на территорию комплекса. Именно поэтому джунгли не смогли поглотить Ангкор-Ват, хотя это грандиозное сооружение было забыто на сотни лет! Он не использовался с XV века, все это время ходили какие-то легенды о том, что в джунглях расположен город-храм, но в них не особо верили. И только в 1861-м году французский натуралист Анри Муо прослышал от одного католического миссионера, что в глубине джунглей находится затерянный город. Он очень заинтересовался (по словам миссионера, сооружение было огромным) и отправился в джунгли на поиски. В результате Муо открыл Ангкор заново после четырех столетий забвения. Многие современники Муо не могли поверить, что где-то могло быть затерянным и забытым такое грандиозное сооружение, как Ангкор Ват.

Надо заметить, что вне зависимости от исповедуемой религии (индуизм или буддизм) все древние правители Камбоджи хотели, чтобы их почитали живыми богами и насаждали культ дэвараджи – бога-царя. А чтобы этот культ укрепить, все силы бросали на строительство храмов, монументов и прочих сооружений, призванных возвеличить этих царей. Именно этим и объясняется такое огромное количество храмовых комплексов.

На фото — одна из башен храма Ангкор Ват.

Ангкор-Ват — самый известный из подобных комплексов. Начал его строить король Сурьяварман II, который был индуистом и почитал себя воплощением бога Вишну (хотя следующий правитель, как и остальные поколения камбоджийцев, уже был буддистом). Тогдашнее население Ангкора было миллионным – пожалуй, в те времена это был самый большой город в нашей Галактике. В постройке храмового комплекса участвовали практически все жители. Во многом поэтому Ангкор-Ват получился действительно грандиозным. Причем он вовсе не был предназначен для собрания верующих – сооружение служило обиталищем богов, а доступ туда имел царь и верхушка политической и религиозной элиты. Позже по ориентации входа в храм ученые установили, что изначально он предназначался для будущего захоронения правителя. Получается, Сурьяварман II во время своего тридцатилетнего правления строил себе храм-усыпальницу, и к моменту его смерти в 1150 году она была готова на 99%.

При жизни придворные всячески превозносили Сурьявармана II и называли «король-Солнце». По легендам он, как Солнце, мог заставить распуститься бутоны лотоса и сделать все вокруг процветающим. На самом же деле он оставил после себя фактически разоренную таким грандиозным строительством страну. Но при этом вошел в историю, как «микеланджело Востока» и создатель великого Ангкор-Вата.

Лестница к центру Вселенной

Немного архитектурных подробностей. Как я уже говорил, храмовый комплекс Ангкор Ват окружен рвом с водой, а войти в него можно через узкий перешеек. Весь комплекс обнесен прямоугольной стеной, внутри нее находится огромная территория, а в центре расположена платформа из камня, на которой и построен Ангкор-Ват.

Итак, мы приближаемся к самому главному! Сначала по бокам от дороги шли здания, которые (по словам нашего гида) назывались библиотеками. Насколько я понял, это вовсе не были библиотеки в нашем понимании — король и знать туда не записывались, не ходили туда со своими абонементами и не получали там никакие свитки с рукописями, а строгие монахи-библиотекари не ходили к должникам, не вернувшим рукопись в положенное время. Это были просто какие-то ритуальные здания.

Библиотека у входа в храмовый комплекс Ангкор Ват.

Пройдя по дороге вдоль различных зданий вглубь, мы пришли к основной части комплекса – храму. Каменный храм Ангкор Ват просто грандиозен!

Ангкор Ват, внешняя стена здания стоит на каменной платформе.

Все стены украшены гравировками – в камне вырезаны сцены сражений.

Еще одна стена с батальными сценами.

Многие сцены сражений были взяты из легенд индуистской мифологии. В частности, была изображена битва Вишну с небесным дьяволом Банной. Каждая стена с гравировкой занимает приблизительно 800 метров. Причем, как отмечают эксперты, чем дальше, тем больше совершенствовалась техника мастеров и тем лучше были рисунки. Хотя некоторые гравировки, возможно, изображали обычные сражения тех времен – тогда многие народы воевали, добиваясь контроля над плодородной территорией реки Меконг.

За батальными стенами расположилась центральная часть храма:

Справа – внешняя стена храма, а слева начинается сам Ангкор-Ват.

В те времена всё строилось без цемента – издалека привозили каменные блоки, камни точно подгоняли. Как я уже говорил, храмовый комплекс Ангкор Ват был посвящен индуистскому богу Вишну, поэтому его устройство отражает индуистские представления об устройстве мира . Тогда считали, что в центре мироздания находится гора Кайлаш (она расположена посреди бесконечного океана) – там живут боги и богини. Кайлаш окружен четырьмя горами поменьше. Храмовый комплекс Ангкор Ват построили в соответствии с этими представлениями: в центральной части посередине расположена огромная башня, а вокруг – четыре башни поменьше.

Храм занимает несколько этажей (слева видна лестница на верхний этаж), а на самый верхний этаж мог входить только король и члены его семьи. Как оказалось, я тоже мог 🙂 Эти уровни также соответствуют тогдашним представления людей об устройстве мира и символизируют низший мир, мир людей и небесный мир.

Небесные танцовщицы апсары на стенах Ангкор-Вата. Симпатичные, правда?

А на этой стене изображены апсары – мифические небесные танцовщицы. Кстати, в храме Ангкор-Ват были и настоящие танцовщицы, изображающие апсар, которые развлекали короля. А слева мы видим окна – стекла тогда не было, поэтому окна были каменные – такие вырезанные мини-колонны, через вырезы проходил солнечный свет.

По древним изображениям танцовщиц-апсар на стенах храма насчитали 36 различных стилей причесок. Так что модницы были и в те древние времена, да еще какие!

Туристы карабкаются на центральную башню, то есть в самый центр мира. Раньше простых смертных людишек никто бы туда не пустил 🙂

Вот такой вид на вход в Ангкор-Ват открывается с одной из башен.

Разгадка тайны древнего танца

После подъема на главную башню (то есть в самый центр мироздания) нам дали кучу времени, чтобы походить и все самим осмотреть. Я пошел и вдруг увидел… апсар. Они стояли и скучали. Эх, апсары, нам ли быть в печали?

Апсары стоят и скучают.

Ну что это за дела такие – скучать. Надо танцевать! А ну давайте все вместе!

Совсем другое дело! Правда, у них у всех пальцы сложены неким причудливым образом и что-то символизируют, а мои пальцы так не гнутся в принципе и могут символизировать только полное невежество в древних танцах. Но я для себя решил, что в кхмерском танце главное участие 🙂 Поэтому ничто мне не испортило хорошего настроения.

Как я уже писал в предыдущей статье, для обычного европейца эти танцы выглядят довольно странными – движения очень плавные, поза почти не меняется, и только кисти рук вытворяют такие пируэты, будто их выставили на сорокаградусный мороз . У нас в автобусе все начали обсуждать эту важную тему и совместно нашли этому простое объяснение — они танцуют трезвыми! Видимо, спиртного в те времена к древним кхмерам не завозили 🙂 Не то что у нас на дискотеках!

Так что им, беднягам, оставалось только бетель жевать. Да и сейчас его в тех краях жуют – считается, что его регулярно употребляет десятая часть человечества. В лист бетеля (местное растение из рода перцев) заворачивают семена пальмы и гашеную известь и жуют, в итоге получают некое чувство эйфории. А заодно и зависимость, схожую с табачной или наркотической. Правда, слюна от этого становится красной, а зубы – черными, причем от черноты их трудно отчистить, поэтому любители жевать бетель ходят с черными зубами. Сейчас, переняв европейскую моду на белые зубы, народ в городах его не употребляет. А вот в бедных провинциях многие по-прежнему жуют — сидят, вкушают, сплевывают сквозь черные зубы красную слюну и им больше ничего не надо (как «нашим» алкоголикам).

Выход из храмового комплекса.

Чтобы посетить археологический комплекс Ангкор, я прилетела в Камбоджу, в Сием Рип, именно там находится Ангкор Ват и другие древние храмы. Из столицы Малайзии , где я провела три дня после 4 месяцев самостоятельного путешествия по Индии, добралась утренним рейсом, и несмотря на бессонную ночь, проведенную в аэропорту, ступила на землю Камбоджи в прекрасном настроении. Ну наконец-то я посмотрю древние храмовые достопримечательности в этой совсем незнакомой мне стране. Погода была чудесной.

Приезд в Сием Рип

Город Сием Рип он же Сием Риеп, Сием Реап, Симреп и еще есть варианты, в зависимости от перевода и произношения — это небольшой, но один из самых посещаемых туристами город Азии. Аэропорт в Сием Рипе маленький и спокойный. Визу получаете по приезду, желательно иметь с собой маленькую фотографию, но это было в 2012 г, может что и поменялось с тех пор. Я поменяла 30 долларов, чтобы было чем платить за транспорт до города, ну и на первые траты чтобы хватило. Оказалось, что рейсовых автобусов из аэропорта нет и из самого дешевого остается только — мотобайк-такси, т.е. мотоцикл с водителем.

Совет — доллары лучше было и не менять, тем более в аэропорту, где курс намного ниже. В Камбодже все с удовольствием принимают доллары, даже выгоднее расплачиваться американской валютой.
Пока я проковырялась в своем рюкзаке, народу уже не осталось. Тут меня работник транспортной стойки спрашивает: «Ты на чем поедешь, на такси?» — Он оформлял такси рядом стоящему китайцу и наверное думал, что и я туда захочу.
-«Нет, мне на чем-нибудь подешевле. На мотоцикле поеду», — ответила я подняв голову, при этом продолжая сидеть на корточках и рыться в рюкзаке. Тот удивился, ибо все мотоциклисты, как и пассажиры, кто мог бы их нанять уже разъехались. Тут этот китаец предложил мне поехать с ним.

-«Нужно ли делить цену на двоих?»
-«Нет, не беспокойся,» — ответил он улыбнувшись. — «О, здорово, тогда поеду», — обрадовалась я.

Мы сели в очень приличную машину и поехали в город. По дороге познакомились. Я с трудом понимала его акцент. Он спросил меня в какой отель меня везти. Ха-ха — я уже и забыла, что когда-то останавливалась в отелях, а сейчас я путешествую самостоятельно и дешево, поэтому ничего не бронирую, а просто еду и на месте нахожу. Сказала, чтобы остановили в туристическом месте возле недорогого гестхауса, не более 10 долларов за комнату.
Китаец обалдел немножко, ведь он забронировал за 60 долларов, но я объяснила, что путешествую сама и уже побывала в Индии и проехала ее сама с севера на юг. Он был удивлен 🙂
Приехали в город. Он сказал, что только зарегистрируется в отель и поедем смотреть храмы. Буквально через 5 минут он вернулся в машину, водитель завернул за угол и показал мне гестхаус. Они сказали, что подождут меня в машине. Я сторговала комнату за 8 долларов, пулей приняла душ, переоделась в свою желтую юбку и выбежала обратно.

Мы сразу же поехали смотреть главные достопримечательности Камбоджи .

Храмовый комплекс Ангкор

находится в городе СиемРиеп в Камбодже. Археологический комплекс Ангкор, является наследием ЮНЕСКО включает несколько храмов с руинами, сохранившимися со времен империи Кхмеров с IX по XV вв. Комплекс сооружений, отображает небо на земле и включает в себя множество храмов, основные это храм Ангкор Ват, Ангкор-Тхом, Та-Пром (1186 г.), Бантей-Кидей (который считают самым ранним из храмов), Неак-Пеан, Та-Сом, Сра-Сранг, Пра-Хан (1191 г.), храм Байон, завершенный в 1219 г.

Билет на посещение комплекса старинных храмов стоил 20 долларов на один день или 40 долларов на 2-3 дня. Билет на 7 дней стоит 60 долларов. Они делают фотографию, чтобы по этому билету никто другой не прошел и четко следят за этим.

Часы работы: Посещение открыто с 5:00 утра до 6:00 вечера. Ангкор-Ват закрывается в 6:00, Бантей Срей закрывается в 5:00 вечера, Кбальспеан в 3:00 вечера. Всегда носите с собой билет, его проверяют при каждом входе. Чтобы посетить Пном Кулен, Koh Ker или Beng Melea, нужно купить отдельный билет стоимостью $ 20, $ 10 и $ 5 соответственно, там этот не нужен.

Карта Ангкор

На этой карте видно, что храм Ангкор Ват, который у всех на слуху — это всего лишь часть большого комплекса достопримечательностей Ангкор, где каждый древний храм по своему интересен.

Забегая вперед скажу сразу, что имея машину, основные три храма можно посмотреть за один день, поэтому мне несказанно повезло встретить этого доброго китайца. Вообще же храмов очень много и разбросаны они на огромной территории, некоторые находятся в 30 км от города и даже дальше.

Храм Ангкор Ват

Находится примерно в 5 км от города Сием Рип. Ангкор Ват — это индуистский храм, посвященный богу Вишну, является самым главным и посещаемым в Камбодже. Построен в годы правления короля Сурьявармана II (1113 — 1150 гг.). После того, как в 1432 году столица государства переместилась в , заботу о храме поддерживали буддийские монахи. Заброшенный в 15 веке, он был вновь «открыт» для европейцев в 1861 г. французским путешественником Анри Муо, который обнаружил его 22 января, хотя француз, не единственный, кто побывал там, но сумел донести до общества свои впечатления.

Храм занимает примерно 2 км.кв., включает ров шириной 190 метров, окруженный каменными стенами внутренний двор, где как бы на платформе размещены три концентрические строения — террасы, каждая имеет галерею по периметру, через входы в которых можно попасть внутрь храма. Главный вход на территорию, расположен с западной стороны. Храм имеет пять башен, которые все пять могут быть видны из определенных углов. А обычно взору предстают только три башни. Самая высокая — центральная, имеет высоту 213 метров от земли. Дабы не утомлять вас длинными историями и архитектурными подробностями, которые в случае пристального интереса можно прочитать или на официальном сайте на английском, давайте уже посмотрим фото Ангкор Ват, а как оно там. Утром все было в дымке.

Подъехали, к месту откуда до храма еще идти и идти. Мне очень понравились длинные, как змея скульптуры, которые казались загадочными и необычными. А сам храм окружен рвом шириной 190м, наполненным водой.

Структура и внешний облик храма должен был символизировать мифическую священную гору Меру, повторяя её очертания, соответственно башни храма являются её вершиной, стены - скалами, а ров - океаном, окружающим центр Вселенной!


Сначала прошли по внутренним галереям, там на стенах множество красивых рисунков выгравированных на камне — эпосы из Рамаяны и изображения, похожие на кружева


Дойдя до центра, увидели очередь, чтобы подняться наверх. Пришлось постоять, народ уже успел собраться, хотя еще было около 10 утра. Правда очередь двигалась быстро — запускали партиями.

За 2 человека перед нами закрыли проход после запуска очередной группы. Тут мне работник сообщает, что у меня не подходящая для храма кофточка, что надо с рукавами, хотя бы с короткими. Я оглянулась на стоящих сзади туристов, из очереди уже предлагали платки и шарфы, но работник сказал, что все это не годится, что надо кофту или жакет. Я начала немного беспокоиться мягко говоря, ведь уже заходить скоро. Тут парень лет 15, тоже китаец, стоявший с мамой, следом за нами снял с себя, как говорится, последнюю рубаху, а точнее какую-то кофту и отдал мне. Просто сказал, что подождет на выходе. Я была поражена туристической солидарностью части очереди и тем более дружелюбным жестом очередного китайца. Поэтому на фотографии я в этой кофте, не вписывающейся в стиль моей одежды, но очень выручившей меня в нужный момент. Есть что вспомнить опять же.
Подъем занимает примерно 700 ступенек и оттуда открывается хороший вид. Даже воздушные шары были видны вдалеке.

Это мы увидели внутри, видимо след заботы буддийских монахов о храме в периоды его забвения.





А теперь предстоит крутой спуск



Бывает же такое, что в самый не подходящий момент моя камера полностью разрядилась, но к счастью и тут меня выручил мой компаньон и дал мне фотографировать свой абсолютно новенький, только вышедший Samsung Note. Так что остальные фото храма Ангкор и других я имею благодаря моему приятелю и его, тогда новому, телефону.

Храм Байон

Еще очень интересный храм Байон, который также входит в комплекс Ангкор. Этот храм уже не индуистский, как предыдущий, а буддистский. Постороенный в 12 веке, королем Джаяварманом VII, который и сделал буддизм государственной религией в Камбодже. Трехуровневый храм окружен тремя рядами стен и имеет множество каменных изображений огромного размера. Храм построен без применения цементного раствора, соединяющего камни. Очень понравился.

Храм служил еще и усыпальницей для императоров и знатных людей.


Храм Та Пром

Ближе к вечеру мы поехали в самый необычный и сказочный храм Та Пром, который тоже входит в археологический комплекс Ангкор. Мне очень понравился. В этом храме деревья и каменные стены храма настолько переплелись, что непонятно уже, кто кого поддерживает. Убери дерево — рухнут стены, уберешь камни — погибнет дерево. Вот такой симбиоз.


Меня больше всего поразили эти гигантские корни деревьев, так что я даже забыла сделать достаточно фотографий. Говорят, здесь снимали фильм с Анжелиной Джоли в главной роли, кажется Лара Крофт называется.

Так мы успели за один день посмотреть три храма, имея машину — такси.

Традиционное национальное блюдо Камбоджи

В перерыве между посещениями, я была приглашена в хороший ресторан на обед, где подавали национальный суп в кокосе Амок amok — готовится суп на основе кокосового молока, с добавлением карри, мяса или морепродуктов и немного овощей — очень вкусно. Я млела от удовольствия. Думаю суп Амок — это самое популярное блюдо у туристов. Рекомендую попробовать. Я ела с морепродуктами. На столах белые скатерти и приборы, как положено и конечно хорошее обслуживание. Ресторан находится неподалеку от храмов.

Вот это мне повезло!

Это был еще не конец череде неожиданных сюрпризов, приготовленных для меня вероятно Богом, пославшим мне этого китайца. После обеда мы поездили по городу — мой новый знакомый решил поменять билеты на самолет, посчитал, что успел посмотреть основные достопримечательности за один день, а меня завезли в ювелирный магазин по пути, чтобы скучно не было… на обратном пути подхватили.

Вечером мы встретились снова, чтобы погулять по городу и попробовать местную кухню — она оказалась очень даже вкусной, по крайней мере после 4 месяцев индийской ужасной и острой еды, мне понравилась. И разошлись по домам. Он мне отдал два талончика на завтрак в его отеле, который находился рядом с моим гестхаусом.
Так что на следующее утро у меня был завтрак в Отеле. Как у настоящего белого человека. Я не уставала благодарить Бога за этот подарок, сидя за накрытым белой скатертью столом и попивая кофе из нормальной посуды. За окном был небольшой бассейн, журчала вода и пели птички — это был какой-то Рай после 4 месяцев путешествия по грязной Индии. (вы уже прочитали мои похождения в Индии — понимаете меня)

Возвращаясь после завтрака, встретила в фойе моего знакомого китайца. Он был с вещами и собирался уезжать. Я поблагодарила его за подаренный мне завтрак. Он попросил подождать пока выпишется из отеля. Я отошла в другой конец фойе, чтобы не мешать.

-«У тебя есть с собой паспорт?» — крикнул он, обернувшись. -«Конечно!» — удивленно ответила я. -«Давай», — попросил он и … Переписал номер на меня, ибо у него было оплачено 2 суток, а он поменял билет и улетал раньше. Вот это подарок судьбы! Я не могла сдержать радости и вся светилась от счастья и от неожиданного сюрприза. Мы распрощались и я побежала за вещами. Так я провела в этом добром и удивительном по отношению ко мне городе еще ночь и два дня. Наслаждаясь прелестями отельной жизни и, о счастье! Бассейном — это было настоящим спасением в жуткую жару.


Счастливая и довольная, пошла гулять по городу. Лучше это делать с утра, а то потом жуткая жара начинается.

Мне понравился вот этот маленький парк с красивыми воротами, скульптурами и башней внутри.

Очень мне нравятся вот эта скульптура змеи с несколькими головами, которую тянут множество сидящих людей — тоже скульптур. Голова такого памятника змеи красиво украшена, словно корона. Такие скульптуры часто можно встретить в Сием Рипе у храмов. У Ангкор Ват, Байон и Та Пром я делала фото таких змей, но они плохо получились.


В общем целый день гуляла по городу, сходила в супермаркет — тогда там все было производства соседних стран.

Купила билет на ночной автобус за 19$, чтобы уехать в столицу Камбоджи, а оттуда во Вьетнам, о чем читайте в следующей статье про .

Это конституционная монархия, у которой глава - король. Законодательным органом является парламент, состоящий из двух палат. Ее столица - Пном-Пень, а главная достопримечательность - Ангкор-Ват (Камбоджа). Фотография ниже показывает его на закате.

Немного о стране и ее населении

Небольшое государство затеряно в зеленых джунглях. Оно возникло в 600-х годах н.э. Природа по-прежнему девственно прекрасна и удивляет путешественника удивительными растениями влажной саванны и необычными животными. В центре находится А с трех сторон ее окружают горы. А четвертая открывается видом на Сиамский залив. По долине текут главная артерия страны, и Тонлесап. Этот удивительный поток периодически меняет свое направление. Река может стекать в озеро или вытекать из него. Население страны - это народ кхмеры (примерно 14 миллионов), которые на 95% являются буддистами. Для них имеется более 4 тысяч храмов. Язык, который используется в повседневности - кхмерский, пожилые люди говорят по-французски, молодежь изучает английский и китайский. Климат влажный и жаркий. Лучшие месяцы для посещения - с конца октября по апрель, когда стоит сухая зима с температурой от + 22° C до + 26°C. Но влажность весь год держится на уровне 93%.

Достопримечательности страны

Туристический бизнес в стране развит пока слабо. Город Сием Рип известен своими пагодами, храмами и ватами: ват Бо (настенные росписи), пагода Преа Ангчерк и Преа Ангчорм (очень почитаема местными жителями. Здесь находятся две статуи Будды), Ятеп - тут живут местные духи, которые охраняют город. Город Сиануквиль отличается прекрасными пляжами и дайвинг-центрами. Но все же главное, чем гордится Камбоджа - храмовый комплекс Ангкор.Все меркнет перед ним, как звезды и луна перед светом солнца. Он находится неподалеку от города Сиемрап. Во всем величии располагаются в центре государства Камбоджа достопримечательности - Ангкор.

Храмовый комплекс практически можно считать городом. Эта культовая постройка самая большая в мире. Перед вами панорама Ангкор (Камбоджа, фото снизу), сейчас расчищенная от джунглей.

Кроме того, в этом историческом заповеднике имеется Это тоже посещаемый и очень интересный храм. С него сверху открывается великолепный вид на Ангкор. Джунгли властвуют в Та Проме и не собираются пока его оставлять. Есть и более скромные, но не менее замечательные храмы: Баксей Чхамкорнг, Тхама Бай Каек и Прасат Бей.

Всемирное достояние под надзором ЮНЕСКО

Гигантский, крупнейший - это все про Ангкор. Камбоджа тысячу лет назад очень быстро, всего за 30-40 лет, возвела, а также изукрасила храм для индуистов, почитателей бога Вишну. Это было сделано по указанию короля Сурьявармана II. Он был воином, проводящим время не в забавах, а в заботах об укреплении и централизации государства. Но остался в истории как создатель храма Ангкор. Камбоджа привлекла все свои силы для его проектирования и строительства.

Проектирование

К моменту создания Ангкора индийская культура существовала не менее 4-4,5 тысячелетий. Познания индийских астрономов были чрезвычайно высоки. Можно предположить, что их привлекли к созданию планировки Ангкор. Камбоджа самостоятельно вряд ли бы сумела это сделать. Тем более что храм посвящался божеству Вишну - хранителю мироздания, защитнику от зла, связующему звену между людьми и Вселенной.

В конце XX века британский историк Д. Грисби сделал заключение, что основные сооружения в Ангкоре являются проекцией на землю. Искать подобную взаимосвязь его побудила надпись на раскопанной стеле XII века, которая сообщала, что их страна сходна с небом. На такую связь указывает еще одна надпись более раннего времени, которая гласит, что камни Ангкора связаны с движением звезд неба. Это породило многочисленные современные исследования и дискуссии в мире историков и археологов. Они не прекращаются и сегодня.

Строительство

В те времена существовало много песчаника в королевстве Камбоджа. Храмовый комплекс Ангкор строился именно из него. На строительство ушло около пяти млн. тонн материала. Его сплавляли по реке Сиемрап. Все камни очень гладкие, как будто их полировали. Раствор для их скрепления не использовался, и они держатся только собственным весом. Они в таком совершенстве подходят один к другому, что лезвие тонкого ножа между ними не проходит. Предполагают, что при строительстве использовались слоны. Абсолютно все поверхности покрыты километрами резьбы. Это сцены из Рамаяны и Махабхараты, единороги и драконы, воины, грифоны, обворожительные дедаваси (танцовщицы). Из всего выше сказанного следует, что существовали очень умелые мастера, которые строили Ангкор. Камбоджа, по всем предположениям, имела многовековой опыт подобного строительства.

Архитектура

Это был период зрелости в развитии утонченной архитектуры с полной гармонией всех ее частей. Как во многих древних цивилизациях, святилище было жилищем богов. В нем собиралось только жреческое сословие и короли, а также оно предназначалось для захоронения правителей. Ангкор-Ват, храмовый комплекс в Камбодже, - это прямоугольник с размерами 1,5 х 1,3 тыс. метров и площадью два км². Площадь Ватикана почти в три раза меньше. Вдоль всего периметра имеется ров, заполненный водой, шириной 190 м. В центре двора, который огорожен стеной, установлена платформа. На ней построен храм. Нигде не найдена капсула, на которой бы имелось его оригинальное название или дата начала строительства. Храм Ангкор-Ват (Камбоджа) состоит из трех строений, имеющих общий центр. В нем располагается пять башен, имеющих форму лотоса. Самая высокая центральная башня возносится на 65 м от земли. Главный вход в него ведет с запада. Дорогу к нему, сделанную из блоков песчаника, окружают невысокие парапеты, на которых расположены скульптуры змей с семью головами.

На нынешний день вход в гопурам (надвратная башня над входом) происходит через священное место под южной башней. В ней установлена огромная фигура Вишну с 8-ю руками. Она заполняет собой все пространство.

Скульптурное оформление органично связано со всей композицией храма. На первом ярусе наиболее примечательны восемь огромных изображений, площадь которых - 1,2 тыс. кв. м. Стены 2-го яруса украшены барельефами апсар (небесных дев). Их две тысячи. Со второго уровня можно увидеть весь внутренний двор. Каменные ступени ведут к третьему уровню, к огромным коническим башням. Самая высокая - это центр мироздания. Все башни представляют, как это понимали древние кхмеры, обитель богов В самой высокой до сих пор сохранилась лежачая фигура Будды, хотя первоначально храм был посвящен Вишну.

Исторический заповедник

Храмы Ангкора в Камбодже не ограничиваются колоссальным и загадочным Ангор-Ватом. Сам город Ангкор был «Городом столиц» с населением более 1000 000 человек, жившим в деревянных домах, которые при высокой влажности сгнили. Его руины находятся примерно в пяти км от комплекса Ангкор-Ват. Там сохранились храмы, которые строили из песчаника и туфа: терраса слонов, Та-Прохм, Ангор-Тхом (вошел в список наследия ЮНЕСКО), Преа-Кан (переводится как «священный меч»), Та-Прум и храм Байон. У него 54 башни, устремленные в небо, и все они украшены изображениями Будды.

Ангор-Тхом («Великая столица») и храм Байон

Это была столица при правителе Джаявармане VII. Он принял философию Будды и в честь него выстроил квадратный город с фантастической площадью в 900 гектаров. Он разделен дорогами на 4 равные части. Остатки каменных строений проросли джунглями. В центре стоит храм Байон.

Его размеры меньше других достопримечательностей Камбоджи, но если к нему подойти ближе, то он поражает величием. Байон имеет три уровня. На первом изображены сюжеты из мирной жизни и битв. На втором, который сохранился значительно лучше, турист попадает в лабиринт галерей с невысокими потолками. На каждой из полусотни башен вырезаны лики, которые в зависимости от освещения могут выглядеть то добрыми, то злыми. Эти развалины выглядят величественно, особенно если смотреть на них с третьего уровня.

Та-Прохм

Это храм-монастырь, который носил название Раджахавира («королевский монастырь») со сложной планировкой. Его территория сильно заросла деревьями с мощными стволами и ветвями. Его расчистка началась еще в 1920 году. Но джунгли не желают с ним расставаться. Этот буддистский храм очень романтичен, так как в нем сознательно оставлена часть разрушений и тропических деревьев. На туристов он производит неизгладимое впечатление. На территории монастыря среди кольцевых сооружений растут большие шелковые деревья и деревья-душители.

Если семя остается в щели кладки, то оно постепенно разрастается и ломает своими корнями и тяжелым стволом стену. Первоначально они становятся каркасом здания, но, умирая, рушат его. Сам храм состоит из трех галерей с одним центром. Он окружен рвом. Входы через гопуры (входные башни) находятся по четырем сторонам света. Стела, имеющаяся в монастыре, описывает его богатства (тонны золотой посуды, шелковые кровати), а также приписывает королю создание сотен статуй богов, декоративных башен, почти полутысячи каменных жилищ, а также наличие в королевстве больниц. Все оставшиеся стены, конечно, покрыты изысканной резьбой. Очень популярно у туристов место, где снимался эпизод фильма «Лара Крофт - расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли. На одном из столбов сохранилась красная краска. Как рассказывают экскурсоводы, в нее добавлялась человеческая кровь. На самом деле в нее добавляли оксиды железа, которые очень устойчивы к выцветанию. Стегозавр, который высечен на одном из медальонов, - это нечто необъяснимое в Та Прохме.

Ангкор, Камбоджа: как добраться

По воздуху

Из России нет прямых рейсов в Камбоджу. Рядом с городом Сиемреап имеется международный аэропорт. В него прибывают лайнеры через Китай (восточные и южные авиалинии), Корею (Сеул), Сингапур, Вьетнам, Таиланд (Бангкок, Паттайя). Самый дорогой, но и наиболее популярный рейс, - Бангкок-Сиемреап. Проще долететь до Бангкока, а затем совершить перелет через Куала-Лумпур или до Пном-Пеня. Из столицы Камбоджи далее можно ехать на такси или на автобусе. Аэропорт находится в 7 км от Сиемреапа, и до отеля доехать можно без осложнений. А если забронирован номер, то туриста бесплатно встретят и довезут до гостиницы.

Водный путь

В Сиемреап можно попасть на скоростном речном катере из Пном-Пеня, если позволяют время и деньги. Билеты продаются на ресепшене отеля или в туристических агентствах. Путешествие по озеру и реке за шесть часов позволит познакомиться с жизнью местного населения.

Автобус

Из соседних азиатских государств (Таиланд, Вьетнам), а также из Пном-Пеня в Сиемреап можно доехать автобусом. Рейсов предлагается очень много. Самые дешевые - камбоджийские. Автобус днем - вполне безопасный транспорт. Ночные поездки не рекомендуются.

Туры «Ангкор-Камбоджа»

Туроператоры предлагают поездку в экзотическую Камбоджу. Например, московские компании Level.travel, «ВАНД», Coral Trevel, а также TEZ-tour. Туры рассчитаны на три дня и две ночи.