Технические и научные достижения цивилизации ацтеков. Достижения культуры ацтеков

Ацтеки обычно представляются нам как суровые воины, которые постоянно захватывали чужие территории и практиковали жестокие ритуалы с человеческими жертвоприношениями. Тем не менее, культура ацтеков оставила человечеству интересные разработки в области сельского хозяйства и прикладного искусства. Некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.


На языке ацтеков («науатль») до сих пор говорят около миллиона человек. Кошениль, «плавающие сады» и многие рецепты с использованием целебных растений также являются наследием ацтеков. Что касается жестоких и странных обычаев, принятых в ацтекском обществе, их можно понять только в контексте истории.

Войны, которые вели ацтеки, в некотором отношении были необходимы. Предки ацтеков («чичимеки») начали селиться в южной части Мексики в начале 12 века. Когда они прибыли в долину Мехико, там уже существовало несколько городов-государств. В течение более полувека племена чичимеков избегали других народов и обосновались на острове посреди озера Тескоко. Именно там, как гласит легенда, они увидели орла, сидящего на кактусе — знак, который обещал им покровительство Бога Уицилопочтли. В 1325 г н.э. ацтеки создали свой город Теночтитлан (современный Мехико) и начали войну с целью захвата соседних земель. В 1430 году был заключен союз с двумя крупными населенными пунктами. Это стало рождением империи ацтеков, которая процветала почти 100 лет вплоть до прибытия Кортеса.

Европейцы, знакомясь с культурой и бытом ацтеков, были удивлены, насколько развитой оказалась система управления и образования в государстве. Большой интерес также вызвали методы ведения сельского хозяйства.

1. Плавающие сады.


Земли, которые получили ацтеки, были не слишком пригодны для выращивания огородных культур, а на острове практически не было хорошей почвы. Это не помешало ацтекам производить достаточное количество пищи. Одним из самых интересных изобретений стали «плавающие сады» (чинампас). На озере делали платформы из камыша и веток (размером примерно 27×2 м). Эти «островки» заполняли грязью и компостом, а вокруг высаживали ивы, чтобы закрепить плавающий участок. В качестве удобрения использовали человеческий навоз, сохраняя тем самым чистоту в городе и обеспечивая подкормку растениям.

Благодаря такой технологии, ацтеки могли накормить все население, причем жителям только одного Теночтитлана требовалось до 40 тысяч тонн кукурузы в год. Наряду с кукурузой выращивали бобы, тыкву и держали домашних животных (индюков).

2. Всеобщее образование.


У ацтеков существовал строгий закон, обязывающий получить образование. Учеба начиналась дома: девочкам показывали, как вести хозяйство, мальчики осваивали профессии своих отцов. Воспитание было очень суровым. Малолетним детям давали мало еды, чтобы они могли научиться подавлять аппетит. Мальчикам приходилось труднее всего: их подвергали воздействию экстремальных температур, чтобы развить стойкость и «каменное сердце воина». Наказание за непослушание было еще более жестоким: в возрасте 9 лет мальчиков могли побить кактусами с шипами; в возрасте 10 лет заставляли вдыхать дым от горящего чили; в 12-летнем возрасте связывали и оставляли лежать на холодном мокром коврике. Девочек, если они плохо работали, били палкой.

В возрасте 12-15 лет все дети шли в школу «cuicacalli» (дом песни), где их учили обрядовым песнопениям и религии своего народа. Путь до школы проходил под надзором старейшины, чтобы никто не прогуливал.

Начиная с 15-летнего возраста, девочки больше не посещали школу, а мальчики из семей простолюдинов ходили в «telpochcalli» (военное училище), где оставались на ночь. Богатых подростков отправляли в другие школы, которые назывались «calmécac». Там, помимо военной подготовки, их обучали архитектуре, математике, живописи и истории. Все священники и чиновники были выпускниками этой школы.

3. Спортивные игры.


Игра «ollama» или «tlachtli» (по названию поля) отчасти похожа на баскетбол и на футбол. Вокруг поля возводили стены, которые были в 3 раза выше роста мужчин. В верхней части стены прикрепляли каменные кольца, в которые надо было попасть резиновым мячом, используя бедра, колени или локти.

В игре могли участвовать только знатные люди, и в случае победы команде разрешалось попытаться ограбить присутствующих. Иногда на поле совершались человеческие жертвоприношения.

Зрители часто делали ставки на ту или иную команду, несмотря на то, что детям с самого раннего возраста запрещали это делать. Проигравший иногда вынужден был продаваться в рабство, так как не мог заплатить долг.

«Ollama» — не единственный опасный вид спорта, в который играли ацтеки. Так, например, в деревне устанавливали большой столб с веревками, привязанными наверху. Мужчины надевали на себя «крылья», обматывали веревкой талию и прыгали вниз. Платформа, расположенная сверху, начинала вращаться, и люди должны были совершить 13 оборотов до приземления. Испанцы называли это «Volador».

4. Народная медицина.


Врачей в ацтекском обществе называли «tictil». Они лечили с помощью растительных отваров, экстрактов и разных магических средств. В ацтекских рукописях записано 1550 рецептов и характеристики 180 лекарственных трав и деревьев.

Рецепт «от боли и жара в сердце» включал такие ингредиенты, как золото, бирюза, красный коралл и сгоревшее сердце оленя. Головные боли лечили, делая разрез на черепе лезвием из обсидиана.

В качестве дезинфицирующего средства широко применялся сок агавы, а для облегчения сильной боли – растение «chicalote». Сок агавы до сих пор используется против пищевых отравлений и золотистого стафилококка.

Испанцы обнаружили у ацтеков «пассифлору» — ползучую лозу, которая напомнила им терновый венец Христа. Ацтеки использовали это растение как успокаивающее средство. Оно получило распространение и в Европе.

Алкоголь на всей территории империи был запрещен. Его могли пить только старики, достигшие 70-летнего возраста. Состоятельные ацтеки употребляли горячий шоколад «cacahuatl», рецепт которого унаследовали от индейцев майя.

5. Кошениль.


Краткий исторический экскурс. Средние века, о которых будет идти речь в статье, заняли период в истории человечества с X по XVI столетие. Их началом стало крушение мощнейшей в Европе мировой империи – Западной римской. А конец XIV столетия ознаменовался господством на значительной части Мезоамерики империи ацтеков, или, как их называли соседние племена, – теночек.

Топонимика проживаний ацтеков часто изменялась, ведь из-за своей воинственной агрессивности они не уживались с ближними племенами, народами. Им приходилось кочевать с места на место. Каковы же были достижения цивилизации ацтеков в средние века?

«Мейд ин» в доколумбовой Америке

Уровень развития этой Америки невозможно сравнить с европейским уровнем того же времени. В лучшем случае сопоставим с Древним Востоком — Вавилоном или Египтом. Подобный труд рабов, хотя больше было свободных земледельцев, ремесленники, объединение населения в общины. Возрастало влияние правителей и религиозных деятелей в лице жрецов. Правда, цивилизации Мезоамерики больше строились на труде неутомимых племен, чем на захватах ими чужих материальных ценностей. Это можно сказать и об очень воинственных ацтеках.

Озеро Шочимилко в бывшей столице ацтеков — единственное сохранившееся до сих пор, названное позже Венецией Нового света. Сеть искусственных островов, множественные каналы, – все это было создано руками ремесленников и рабов. Так эти племена, между налетами на чужие земли за рабами, пытались цивилизованно обустроить свою жизнь. И сейчас мексиканцы оберегают его как заповедные места площадью в 12 миллионов квадратных метров.

Инки, ацтеки, майя: достижения и изобретения древних

Так что весь мир должен знать, что подарили ему инки, майя, ацтеки и другие индейские цивилизации центральной и южной части Американского континента. Когда европейцы покупают чистый шоколад или шоколадные конфеты, картофель, кукурузу, подсолнечное масло и еще десятки других наименований, должны помнить: все это пришло к ним из индейской Латинской Америки.

Однажды древние племена попробовали плоды какао и оценили их вкус. Какао придавало организму крепости и улучшало настроение. Их стали высаживать целыми плантациями, годами добиваясь улучшения качества бобов. Бобы шли на изготовление «чоколатля». Так зародился будущий шоколад.

Вскоре зерна какао поднялись в своеобразной цене, что стало служить деньгами. За них можно было купить и животное, и раба. Они стали экспортными, — корабли везли зерна какао на кораблях, забив ими все трюмы. Майя вырастили огромные плантации этих деревьев, которые плодоносят дважды в год в течение восьмидесяти лет. А ацтеки решили по-другому: обложили данью производителей какао-бобов на захваченных территориях. Плата – бобами!

Она была для индейцев тем же, что и хлеб для европейцев. Исследователи Нового света отыскали древнейший початок кукурузы, установив его возраст в 7000 лет. С тех пор длина початка выросла в 10 – 15 раз!

Но сегодня он в большинстве случаев служит кормом для скота и птицы. Для пищи зерна перерабатываются, — в тот же поп-корн или кукурузные палочки.

Оттуда пришел в Европу и подсолнечник. Но его вывод из дикой среды и окультуривание происходили ближе к нашим временам – всего 2500 лет. Но сложная селекция, направленная на улучшение качества семян и повышение урожайности, ведется без остановки во времени.

Конечно же, курильщики благодарны индейцам за табак. Он рос сам по себе шесть тысяч лет, пока аборигены не поняли его значение для человека.

Никто до этого не анализировал, как индейцы жили среди растений табака и не придавали ему особого значения. Но через какие-то сто лет о нем узнали индейцы с других территорий, а испанские завоеватели привезли его в Старый свет.

Текила

Сегодня крепкий спиртовой напиток текила завоевал если не весь мир, то многие территории. Текилу в современном ее понимании изобрели не майя или ацтеки. Из агавы «пульке» индейцы первоначально получали выброженный сок крепостью четыре – шесть градусов спирта. По-нашему, – это была брага, которую там называли «даром богов».

Когда первые европейцы попали на Американский континент, они столкнулись с цивилизацией, которая очень сильно отличалась от всего, что им прежде приходилось видеть. Местные жители не имели представления о многих понятиях, давно и прочно укоренившихся в Старом Свете. Народы доколумбовой Америки не использовали колесо, не делали железных орудий и не ездили на лошадях.

Тем удивительнее тот факт, что индейцам, как назвали выходцы из Европы, удалось построить несколько довольно развитых цивилизаций. У них были города, государства, длинные мощеные дороги между населенными пунктами, письменность, астрономия, а также уникальные художественные артефакты.

Цивилизации доколумбовой Америки возникли независимо друг от друга в двух географических регионах - в Мезоамерике и в Андах. Вплоть до испанского завоевания эти районы были центрами интеллектуальной и культурной жизни континента.

Мезоамерика

Эта географическая область охватывает территории центральной и южной Мексики, Белиза, Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики. Первые люди появились здесь в 12 тысячелетии до нашей эры. Города и государства возникли в третьем тысячелетии до нашей эры. С тех пор и до начала испанской колонизации в Мезоамерике возникло несколько развитых культур.

Самой ранней была цивилизация ольмеков, которые жили на побережье Мексиканского залива. Они оказали огромное влияние на традиции всех последующих народов, заселявших этот регион.

Культура ольмеков

Наиболее древнее искусство доколумбовой Америки представлено весьма необычными и загадочными артефактами. Самым известным памятником цивилизации ольмеков являются гигантские головы, изготовленные из базальтовых валунов. Их размеры варьируются от полутора метров до 3,4 метра, а весят они от 25 до 55 тонн. Поскольку у ольмеков не было письменности, предназначение этих голов неизвестно. Большинство ученых склоняются к версии, что это скорее всего портреты древних правителей. На это указывают детали головных уборов, а также тот факт, что лица скульптур не похожи друг на друга.

Еще одно направление ольмекского искусства - нефритовые маски. Они были выполнены с большим мастерством. Уже после исчезновения ольмекской цивилизации эти маски были обнаружены ацтеками, которые собирали и хранили эти их как ценные артефакты. Вообще, культура доколумбовой Америки сформировалась под сильным влиянием этого древнего народа. Рисунки, статуэтки и скульптуры ольмеков обнаруживаются за сотни километров от некогда заселенных ими территорий.

Цивилизация майя

Следующая великая культура Мезоамерики возникла около 2000 года до нашей эры и просуществовала до эпохи европейского колониализма. Это была цивилизация майя, оставившая после себя огромное множество произведений изобразительного искусства и архитектурных памятников. Наивысший подъем культуры майя пришелся на период с 200 по 900 годы нашей эры. В эту эпоху доколумбова Америка переживала расцвет градостроительства.

Фрески, барельефы и скульптуры майя выполнены с большим изяществом. Они довольно точно передают пропорции человеческого тела. У майя была письменность и календарь, они также создали детальную карту звездного неба и умели прогнозировать траекторию движения планет.

Изобразительное искусство майя

Цветные изображения плохо сохраняются во влажном климате. Поэтому до наших дней дошло не так уж много настенных росписей майя. Тем не менее фрагменты таких изображений повсеместно обнаружены в древних городах этого народа. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют, что искусство доколумбовой Америки не уступало лучшим произведениям классических цивилизаций Старого света.

Майя достигли высокого мастерства в изготовлении керамики, в том числе расписной. Из глины они лепили не только посуду, но и статуэтки, изображавшие богов, правителей, а также сценки из повседневной жизни. Майя делали украшения из драгоценных камней и занимались резьбой по дереву.

Сохранилось множество скульптур и барельефов, в которых отражена история доколумбовой Америки того периода. Художники майя часто оставляли запечатленными в камни важные события общественной жизни. На многих изображениях присутствуют надписи, что очень помогает историкам в трактовке представленных на них сюжетов.

Архитектура майя

Культура Америки во времена майя переживала свой расцвет, что не могло не отразиться и на архитектуре. В городах помимо жилых домов было множество специализированных зданий. Будучи увлеченными астрономами, майя строили обсерватории для наблюдения за небесными объектами. Также у них были площадки для игры в мяч. Их можно считать предшественниками современных футбольных полей. Сами мячи делали из сока каучукового дерева.

Майя воздвигали храмы в виде на вершине которых находилось святилище. Строились также специальные платформы, достигавшие четырех метров в высоту и предназначавшиеся для проведения общественных церемоний и религиозных обрядов.

Теотиуакан

На территории современной Мексики находится заброшенный город древних индейцев с отлично сохранившимися строениями. Нигде архитектура доколумбовой Америки не достигала таких высот (в прямом и переносном смысле), как в Теотиуакане. Здесь расположена Пирамида Солнца - гигантское сооружение высотой 64 метра и с основанием более 200 метров. Раньше на его вершине стоял деревянный храм.

Рядом находится Пирамида Луны. Это второе по величине строение Теотиуакана. Оно было построено уже после и посвящалось великой богине земли и плодородия. Помимо двух больших, в городе есть несколько более мелких четырехъярусных ступенчатых сооружений.

Изображения в Теотиуакане

Почти во всех зданиях в городе есть фрески. Фон в них, как правило, красный. Другие цвета используются для изображения персонажей и прочих деталей рисунка. Сюжеты фресок по большей части символические и религиозные, иллюстрирующие мифы доколумбовой Америки, но встречаются и сцены повседневной деятельности. Также есть изображения правителей и сражающихся воинов. В Теотиуакане много скульптур, в том числе таких, которые являются элементами архитектуры зданий.

Культура тольтеков

Сегодня мало что известно о том, какой была доколумбова Америка в период между закатом цивилизации майя и возникновением ацтеков. Считается, что в это время в Мезоамерике жили тольтеки. Сведения о них современные ученые черпают в основном из ацтекских преданий, в которых реальные факты часто переплетены с вымыслом. Но археологические находки все же позволяют получить некоторые достоверные сведения.

Столицей тольтеков был город Тула, находящийся на территории нынешней Мексики. На его месте сохранились остатки двух пирамид, одна из которых была посвящена богу Кетцалькоатлю (Пернатому змею). На ее вершине стоят четыре массивные фигуры, изображающие тольтекских воинов.

Культура ацтеков

Когда испанцы приплыли в центральную Америку, они встретили там могущественную империю. Это было государство ацтеков. О культуре этого народа мы можем судить не только по архитектурным памятникам. Благодаря испанским хронистам, описавшим увиденную ими цивилизацию, сохранились сведения о поэтическом, музыкальном и театральном искусстве ацтеков.

Поэзия ацтеков

Стихотворное искусство доколумбовой Америки, по всей видимости, имело давние традиции. Во всяком случае, к моменту появления испанцев у ацтеков уже были поэтические конкурсы, проводившиеся при большом скоплении народа. В стихотворениях, как правило, присутствовали метафоры, слова и фразы с двойным смыслом. Существовало несколько литературных жанров: лирическая поэзия, военные баллады, мифологические сказания и т. д.

Изобразительное искусство и архитектура ацтеков

Столицей ацтекской империи был Теночтитлан. В его застройке доминировали архитектурные формы, которые изобрели предшествующие цивилизации доколумбовой Америки. В частности, над городом возвышалась 50-метровая пирамида, напоминающая аналогичные сооружения майя.

Рисунки и барельефы ацтеков изображают как сцены из повседневной жизни, так и разнообразные исторические и культовые события. Есть на них и картины человеческих жертвоприношений, которые проводились во время религиозных празднеств.

Одним из самых необычных и таинственных артефактов ацтеков является Камень Солнца - большая круглая скульптура, диаметром почти 12 метров. В центре ее изображен бог Солнца, окруженный символами четырех прошедших эпох. Вокруг божества начертан календарь. Считается, что служил жертвенным алтарем. В этом артефакте культура доколумбовой Америки раскрывает сразу несколько своих граней - астрономические знания, жестокие ритуалы, художественное мастерство сливаются в единое целое.

Культура инков

Народы доколумбовой Америки достигли высокого уровня развития не только в центральной части континента. На юге, в Андах, процветала уникальная цивилизация инков. Этот народ географически был оторван от мезоамериканских культур и развивался обособленно.

Инки достигли высокого мастерства во многих видах искусств. Огромный интерес представляют их узоры на тканях, называемые токапу. Их предназначение состояло не только в том, чтобы сделать одежду более нарядной. Каждый из элементов узора был также и символом, обозначающим какое-либо слово. Располагаясь в определенной последовательности, они образовывали фразы и предложения.

Музыка инков

Музыкальное искусство доколумбовой Америки отчасти сохранилось в Андах, где живут потомки инков, до наших дней. Есть также литературные источники времен колонизации. Из них мы знаем, что инки использовали разнообразные духовые и ударные инструменты. Музыка сопровождала религиозные обряды, многие песни были связаны с циклом полевых работ.

Мачу-Пикчу

Инки прославились также уникальным городом, построенным высоко в горах. Его обнаружили в 1911 году уже покинутым, поэтому настоящее его название не известно. Мачу-Пикчу на языке местных индейцев означает "старая вершина". Здания в городе сложены из камня. Блоки настолько точно подогнаны друг к другу, что мастерство древних строителей удивляет даже современных специалистов.

Культура Северной Америки

Индейцы, обитавшие к северу от нынешней Мексики, не возводили каменных построек, таких как Пирамида Солнца или Мачу-Пикчу. Но художественные достижения народов доколумбовой Америки, живших в раойне и Миссури, также довольно интересны. В этом регионе сохранилось множество древних курганов.

Помимо простых насыпей в виде холма, в долине реки Миссисипи встречаются ступенчатые платформы, а также курганы, в очертаниях которых угадываются фигуры различных животных, в частности змеи и крокодила.

Влияние искусства доколумбовой Америки на современность

Индейцев остались в прошлом. Но нынешняя культура Америки несет на себе отпечаток древних доколониальных традиций. Так, национальные костюмы коренных народов Чили и Перу очень похожи на одежду инков. В картинах мексиканских художников часто обнаруживаются стилистические приемы, характерные для изобразительного искусства майя. А в книгах колумбийских писателей фантастические события причудливо вплетаются в реалистичный сюжет с привычной для ацтекской поэзии легкостью.

Введение. 3

1. История культуры ацтеков. 6

2. Шедевры искусства ацтеков. 9

2.1 Пирамиды Майя. 9

2.2 Ацтекские изделия из перьев. 9

2.3 Изделия из золота и серебра и гончарное искусство инков. 10

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Введение

В ацтекском мире существовала особая группа интеллектуалов, создавших утонченные метафоры, поэмы и хранивших древние традиции. Они назывались "знатоками вещей" - тламатинами.

Достижение тламатинов состояло в том, что они смогли противопоставить жестокому воинскому, мистико-военному способу служения богам свой собственный путь: постижение сокровенной части небес через создание возвышенных поэм и эстетических работ.

Тламатинами могли быть и живописцы, скульпторы, создающие образы, и философ, поднимающийся духом к небесной вершине, и музыканты, слышащие мелодии небесных сфер, и астрологи, знающие пути богов, - все те, кто ищет истину во Вселенной.

Среди тламатинов особо выделялись Ашайа Кацин-Ицкоатль (1468-1481) - шестой правитель Теночтитлана и Монтесумо Л Шокойцин (тлакатекутли времен Конкисты).

Ацтеки создали зрелую литературу. Главную роль в литературе ацтеков играла проза. Она религиозна, в ней слабо выражена индивидуальная психология автора, практически отсутствует любовная тема.

Наиболее распространенным из жанров была историческая проза: записи о странствиях мифических предков, встречах и перечисление пройденных мест, в которых реальность переплеталась с мифами. Большой популярностью пользовались эпические произведения: эпос о происхождении индейцев, мировых эрах, потопах и о Кетцалькоатле.

Разновидностью прозы были дидактические трактаты. Они представляли собой назидания старцев и обобщали опыт ацтеков в самых различных областях жизни. В этих текстах сильны нравственные критерии и стремление укрепить моральные принципы.

Настоящей жемчужиной поэзии был философский жанр. Его основной мотив - кратковременность человеческой жизни. Самая яркая звезда ацтекской поэзии, образец правителя, человека, законодателя и философа - Постящийся Койот (Незаукойотль, 1418-1472). Речь ацтеков была цветиста и элегантна, а язык - красноречив, метафоричен и богат риторическими приемами.

Существовало особое понятие - "древнее слово". Оно представляло собой своеобразное клише, образец для выступлений, специально запоминалось и приурочивалось к определенным случаям, праздникам. Назначение "древних слов" состояло в наставлении ацтеков в вопросах поведения, обучения и повседневного быта. По знанию правильного ответа на них можно было определить принадлежность человека к определенному социальному слою.

"Древние слова" записывались особым письмом (сочетание пиктографических и иероглифических элементов) на выделанной оленьей коже или на бумаге, изготовленной из агавы. Листья подклеивались друг к другу, и получались книги-"раскладушки".

Существовало два типа общественных школ с целостностью педагогической системы. Они имели массовый обязательный характер: все достигшие возраста 15 лет должны были поступать в то или иное учебное заведение в зависимости от наклонностей или обета, который давали при его рождении.

Первый тип назывался Телпочкалли. Здесь учили сражаться и трудиться. Главные предметы - воинское дело, сооружение каналов, плотин и укреплений.

Второй тип школы - Калмекак - существовал при святилищах и давал более высокий уровень образования, в них больше внимания уделялось интеллектуальному развитию. Юношам давали глубокие знания по математике, летосчислению, астрономии и астрологии. Их учили риторике, стихосложению, законодательству и истории. Учащимся прививали двойной характер мышления: строгий математический склад ума и тонкое чувственное восприятие мира. Юноши и девушки воспитывались по отдельности и с большой строгостью. Целью образования и воспитания было дать им мудрый ум, твердое сердце. Это был ацтекский идеал человека, который в поступках ориентировался на свою душу. Учащиеся Калмекака обычно пополняли слой священнослужителей.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение шедевров искусства ацтеков.

Тематика сущности и особенностей слабо изучена отечественными, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний о шедеврах искусства ацтеков.

В связи с этим целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о шедеврах искусства ацтеков.

1. История культуры ацтеков

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе площадью в 26-28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

В 1495 г., когда испанские корабли показались у побережья Нового мира, на этом большом континенте жило множество индейских племен и народностей, имеющих разный уровень развития. Большинство из них были охотники, рыболовы, простые земледельцы. Только в двух, сравнительно небольших областях Западного полушария - в Мезоамерике (Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас) и в Андах (Боливия, Перу) - испанцы встретили индейскую цивилизацию высокого уровня. На их территории родились самые высокие достижения доколумбовой Американской культуры.

Так в Европу попали картофель, табак, помидоры, кукуруза, какао, а так же хинин, каучук и др. Инки, перед тем как встретились с европейцами, использовали бронзовые оружия и орудия труда. А в Мезоамерике металлы (исключая железо) были найдены в начале I тысячелетия и использовались для украшений и производства культовых потребностей.

Индейцы Перу не имели своей письменности (точно это неизвестно), а в Средней Америке может быть уже 3 тысячи лет назад была создана местная письменность индейцев, так же оригинальный способ записывания дат. Майа, ацтеки оставили кодексы, которые содержат информацию Мексиканского государства в предколумбийском периоде. В пустыне Наска (Перу) были найдены огромные рисунки (например, 120-метровая птица, 200-метровая ящерица, в другом месте - обезьяна-великан).

2. Шедевры искусства ацтеков

2.1 Пирамиды Майя

Культура майя основана на знании законов смены времен года и движения планет. Опираясь на эти знания, они определяли местоположение для своих религиозных центров, которые порой превращались в настоящие обсерватории, состоявшие из нескольких пирамид, связанных переходами. В доколумбовой Америке майя, несомненно, были самыми искусными архитекторами и каменщиками. Они освоили две основных техники строительного искусства: строительство сводов, позволявших создавать потолки очень большой площади, и использование цемента, позволявшее возводить прочные стены даже из некрупных камней. Начиная с IX века майя преодолели господство тольтеков, но продолжали возводить огромные сооружения, вроде храма-пирамиды Чичен-Ица.

2.2 Ацтекские изделия из перьев

К XV веку ацтеки покорили все народы Центральной Америки и беззастенчиво грабили их во всех отношениях, в том числе и с точки зрения богатств культуры. Они заимствовали монументальные скульптурные формы у майя и тольтеков, но в отличие от них обращали особое внимание на индивидуальный облик персонажей, что заметно на примере статуй бога Кетцалькоатля, высеченных из красного камня - порфира. Мужественные воины и строители огромных городов с дворцами, храмами, садами, каналами, ацтеки были одновременно и хорошими художниками и ремесленниками, делавшими удивительной красоты вещи даже из такого странного материала, как птичьи перья. В 1519 г. во время первой высадки испанцев, император Монтесума, пытаясь завязать с ними торговые отношения, подарил Эрнандо Кортесу удивительные короны и щиты из перьев.

Церемониальный нож, искусство чиму,ок. 1000-1400 гг., золото и серебро, инкрустация бирюзой. Музей золота Перу, Лима.

2.3 Изделия из золота и серебра и гончарное искусство инков

Во главе империи инков стоял властитель, почитаемый под именем Сын Солнца. Несколько городов, построенных в неприступных местах, таких, как священная тайная цитадель Мачу-Пикчу в Андах, подтверждают дар инков преодолевать природные препятствия и горы Перу. Ремесленное искусство тоже достигло высокого уровня техники, например в работах из золота, серебра или бронзы. Гончары делали филигранные изделия, в основном геометрических форм.

Многочисленные золотые предметы инков, главным образом драгоценности и принадлежности религиозного культа, возбудили алчность испанцев, захвативших Перу около 1530 г. Украшенные камнями (здесь бирюзой), они иногда создавались с помощью техники литья и представляли собой весьма увесистые цельнометаллические предметы. Они изготовлялись также техникой ковки "дутого золота" и тогда были полыми и легкими.

Статуя бога Кетцалькоатля,искусство ацтеков, начало XVI века, красный порфир, 44 см (высота), Музей человека, Париж.

Ацтеки переняли у тольтеков не только технику и художественную форму, но и богов. Так Кетцалькоатль, бог растительности и возвращения весны, стал у ацтеков богом жрецов, религиозной мысли и искусства.

Бубенец в виде воина-орла.Ацтеки. Происхождение неизвестно.

Подвеска-бубенец выполнена в виде получеловека - полуорла. Полое тулово подвески имеет грушевидную форму, внутри которой находится медная бусина. При малейшем движении бусина, ударяясь о стенки, звенит. Именно поэтому подобные подвески и получили название бубенцов. Две половинки орлиного клюва образуют своего рода шлем, из которого смотрит суровое лицо с хорошо моделированными, несмотря на миниатюрность, чертами. В ушах - большие круглые вставки, на верхушке шлема изображен убор из перьев. На груди воина мастер поместил овальную пектораль. В жизни такие украшения носили на веревке: её завязанные узлом концы изображены на обратной стороне фигуры. Руки воина покрыты перьями, в одной из них он держит скипетр, в другой - три дротика и небольшой круглый щит. Скипетр и щит также украшены перьями. В нижней части фигуры видны когтистые орлиные лапы. Вся композиция заключена в прямоугольную рамку, составленную волнистыми линиями. Две массивные петли на затылке указывают на то, что бубенец носили на цепи или на веревке. Многие детали этой подвески производят впечатление золотых проволочек, припаянных на поверхность изделия, однако в действительности бубенец отлит целиком в обычной для Мексики технике утраченного воска. Иногда из-за обманчивого сходства таких деталей с отдельно изготовленными проволочками их называют "ложной филигранью". Идея подобных украшений, по всей видимости, была заимствована ацтеками у миштеков, знаменитых своими златокузнецами. Известны миштекские подвески, напоминающие эрмитажный бубенец. Попав под власть ацтеков, миштекские мастера продолжали работать, создавая шедевры для новых властителей.

В искусстве ацтеков нередко встречались изображения воинов в наряде орла или ягуара, реже змеи. Среди наиболее выдающихся памятников - терракотовые фигуры воинов-орлов размером в человеческий рост из Главного храма в Мехико. В произведениях хронистов упоминаются некие объединения воинов-орлов, куда входили представители аристократических ацтекских семей. Возможно, именно они и носили на груди подобные золотые бубенцы. Сегодня известна только одна такая подвеска. Уникальность эрмитажного памятника еще и в том, что до нас дошло лишь небольшое количество золотых вещей Мексики: обрабатывать металлы в этом регионе научились незадолго до прихода конкистадоров, а главное, множество изделий из золота было отправлено испанцами в переплавку.

Заключение

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Список литературы

1. Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949

2. История литератур Латинской Америки, т. 1. М., 1985

3. Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962

4. Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991

5. Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961

6. Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985


Образ жизни ацтеков

Экономика. Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке.

Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами.

Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет “плавучих садов” чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда.

Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники.

Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана -Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25 тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно - от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок.

Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву.

Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за пределами империи.

Социальная организация. Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса - наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием “калпулли” - своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству.

Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев.

Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием “куикакалли” (“дом песни”), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке.

Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах - так сказать, на своем поле битвы, - сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей. Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием “тлатоани” (“оратор”). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.

На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями - одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.

Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.


Главный храм Теночтитлана (реконструкция).

Религия. Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая - от ягуаров, вторая - от ураганов, третья - от всемирного пожара, четвертая - от потопа. Современная ацтекам эпоха “Пятого Солнца” должна была завершиться страшными землетрясениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла; человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество пленников.

Достижения науки и искусства. Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца (“кролик”, “дождь” и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде “Два Олень” или “Десять Орел”) получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Литература:
Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949
Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961
Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962
Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985
История литератур Латинской Америки, т. 1. М., 1985
Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991