Норвегия для безлошадных. Норвегия, Берген: однодневный "тур" по фьордам Экскурсии без автомобиля вокруг бергена норвегия

В Норвегии буду в июне. Хочется не просто посмотреть на фьорды, но и пожить там в палатке несколько дней. Только чтобы народу поменьше рядом крутилось. А лучше вообще никого. Реально найти такое место не забираясь слишком далеко на север или в горы? А то там наверно слишком холодно будет. Хотелось бы, чтобы только: я, палатка, и Фьорд. Я не против и пешком пройтись, если не слишком крутой подъём. А может там одни кэмпинги уже и диких мест вокруг...

Будем в Бергене 1,5 дня. Приезжаем 26 октября в 6 утра, оставляем вещи в отеле и целый день смотрим город и его достопримечательности. Уезжаем 27 октября в 15.58 поездом в Осло. Вопрос, можем ли мы за это время посмотреть не только сам город, но и купить какой-нибудь мини-тур и увидеть fjord? Или в силу кол-ва времени даже не стоит заморачиваться? А посвятить это время только самому Бергену?

Планирую провести в сентябре выходные в Норвегии, машины не будет. Больше всего интересует, конечно, природа: в какой город отправиться, чтобы было удобнее увидеть прекрасное? какой выбрать фьорд из всех этих северных названий? растерялась от обилия красоты, нравятся острова лофонтены, но я так понимаю, что туда на выходные и без машины -- не вариант? еще интересуют экскурсионные туры из бергена и олесунна -- типа норвегии в миниатюре, но...

Добрый день!! Я понимаю, что Норвегия - одна из самых дорогих стран. Но я так мечтаю туда попасть и постоянно откладываю. И вот решила, больше не откладывать. Хочу во 2й половине апреля съездить по маршруту Осло-Берген-Тронхейм и, разумеется, фьорды. Но мне очень сложно сориетироваться, сколько денег на все это нужно, потому что помимо билетов и отелей (которые можно просчитать) есть и траты в самой стране. Поделитесь, пожалуйста опытом.

Добрый день, планируем быть в Бергене несколько дней, очень хотелось бы увидеть хотя бы один из фьордов. Возможно ли осуществить это желание, не имея автомобиля? Сколько на это нужно времени (можно ли обернуться за один день)?. Планируемые даты поездки вторая половина мая. И еще, может быть кто-нибудь знает тайные бюджетные места для проживания в Бергене и Осло? :)

Собираемся на своем авто в Норвегию. Ехать планируется через Финляндию и Швецию. Вопрос по получению норвежской визы - обязательно ли предоставлять брони кемпингов, и как это лучше делать, если точный маршрут и время пребывания в конкретных пунктов на нем еще неизвестны?

"Мне б на фьорды посмотреть..." сказал я работнику муниципального туристического центра. "Понимаете, я в Берген приехал на два с половиной дня, и вот слышал звон про то что у вас тут фьорды неподлаёку. Но где они, я толком не знаю."

"У нас есть тур - как раз то что вы хотите. Пользуется огромной популярностью - называется "Norway in a Nutshell". Хотите я вам все билеты зарезервирую прямо тут?" Так, за сущую мелочь, где-то $160, я поехал галопом по Норвегии.

// levik.livejournal.com


Вообще, для начала признаюсь: что такое фьорд я понимал весьма смутно. Знал приблизительно что это такие заливы, длинные и загогулистые, с высокими берегами, что они в Норвегии есть и ещё где-то. Вот, в Новой Зеландии, там их называют "sound"ами. Но раз уж поехал смотреть, то пришлось немного поразузнать...

// levik.livejournal.com


Фьорды формируются ледниками, на протяжении тысячилетий. Ледник постоянно "сползает" с гор вниз, и при этом выскребает уже существующие под ним долины, усугубляя их глубину. В итоге получаются очень глубокие извилистые ущелья с отвесными стенами, а когда ледники тают и уровень моря поднимается, эти ущелья превращаются в заливы.

Самый длинный фьорд в мире находится в Гренландии, а вот второй по длине - это Согне-фьорд в Норвегии, чуть севернее Бергена. Если посмотреть на западное побережье страны на карте, оно всё изрезано этими фьордами, а сам Берген находится прямо посередине, из за чего и служит центром фьордового туризма.

Экскурсию Norway in a Nutshell, и экскурсией то назвать трудно - это просто набор билетов на разный транспорт между очень красивыми местами. Главная часть этого - кораблик который провозит туристов по Нерёй-фьорду (состоит в списке всемирного наследия ЮНЕСКО) и кусочку Согне-фьорда (того, который самый второй в мире по длине).

Кроме кораблика, туристов возят на автобусе и различных поездах. Занимает это всё где-то десять часов если выезжать и возвращаться в Берген. Ещё возможны варианты с Осло (например начал в Осло, закончил в Бергене, и наоборот), но они дольше по времени.

// levik.livejournal.com


Рано утром заспанный прихожу на вокзал. Вокзал в Бергене не особо внушительных размеров - это вам не Шибуя. Перед посадкой на поезд, всегда надо подойти к работнику железной дороги и спросить с какой стороны будет красиво. Узнаю, что при выезде из Бергена сидеть надо определённо слева, там будут все живописности.

Кстати поезд не туристический, он просто идёт в Осло. Правда примерно половина пассажиров на этом утреннем рейсе - туристы которым продали поездку Norway in a Nutshell. Нормальные люди в такую рань в Осло ездить не любят.

// levik.livejournal.com


Сначала едем вдоль какого-то фьорда. За окном - водная гладь, горы, и зелень. Каждые пару минут проезжаем туннель. Из за этого фотографировать из поезда трудно: только прицелился, вушшшш! и за окном темнота.

// levik.livejournal.com


На берегу у кромки воды попадаются аккуратные скандинавские домики. Представляю как внутри наверное вся мебель из Икеи. Думаю это какие-нибудь дачи.

// levik.livejournal.com


Приезжаем в городок Восс. Тут половина поезда выгружается и пересаживается на автобусы. Автобусов может быть несколько, взависимости от того сколько билетов продали.

// levik.livejournal.com


// levik.livejournal.com


Проезжаем водопад. Водитель объявляет его название, которое невозможно запомнить. Но водопад красивый.

// levik.livejournal.com


Автобус постепенно заезжает всё выше и выше, пока мы не оказываемся среди очень красивых гор. Их склоны как-то по-карикатурному круты.

// levik.livejournal.com


"Вот там в долине находится деревня Гудванген, куда мы едем", объявляет водитель. Я замечаю что по долине между горами, рядом с рекой, проложена дорога.

// levik.livejournal.com


"Тут наклон 18 градусов," говорит водитель, давая понять что это очень много. "С сентября по апрель её закрывают на зиму." Дорога очень сильно виляет. Спускаемся медленно, практически останавливаясь на каждом повороте. Вокруг красота.

// levik.livejournal.com


Спустившись, и приехав в этот самый Гудванген нас высаживают. Тут долина между горами уходит под воду - так и начинается Нерёй-фьорд.

Туристам отведено минут сорок, на то чтоб перефотографировать всё вокруг и затариться в местном сувенирном магазине (не обязательно в этом порядке). Многие умело орудуют селфификаторами, остальные (например я) обращаются за помощью к товарищам.

// levik.livejournal.com


В Гудвангене нас ждёт "кораблик" - немаленький паром, способный перевозить несколько автобусов.

// levik.livejournal.com


Капитан нашей шхуны. Смотришь на него, и сразу понятно - бывалый морской волк, у которого по венам вместо крови течёт солёная вода.

// levik.livejournal.com


Очаливаем. Живописный Гундваген остаётся за кормой.

// levik.livejournal.com


На палубе стоит эдакая стеклянная теплица. Все туристы поначалу прячутся в ней, боясь выйти наружу: вроде как дождик моросит, а иногда так вообще сменяется градом.

Отчёт о поездке в Берген самостоятельно содержит всю необходимую информацию про бывшую столицу Норвегии: какие достопримечательности Бергена нужно посетить, стоит ли идти в аквариум, надо ли подниматься на гору Флюен, что ещё можно посмотреть в Бергене кроме квартала Брюгген

Признаюсь, ложиться спать сразу после приезда в Берген было не самой лучшей идеей, но следует помнить, что мне довелось провести ночь в поезде, потом целый день основательно мёрзнуть на норвежском морозце и вдобавок испытать жестокое разочарование от несостоявшегося круиза по фьордам. Оно, конечно, красивейшие виды Флома подняли мне настроение, и всё же в тёплом вагоне экспресса из Осло меня просто развезло. Так что счёл за благо побыстрее оказаться в гостинице и отоспаться перед завтрашним напряжённым днём, когда мне предстояло осмотреть достопримечательности Бергена. Ориентируясь по заранее распечатанной карте я быстро лёг на нужный курс и уже через десять минут входил в фойе заказанного отеля «Thon Bergen Brygge» - он вроде бы в стороне от центра, а на деле почти рядом с ним, между старинной городской крепостью и главной жемчужиной, что можно посмотреть в Бергене, набережной Брюгген.

Формальности не заняли и пяти минут, комнату я получил лучше не бывает: без особого шика, и всё при нём. В моём распоряжении имелись огромная кровать, телевизор, стол, прекрасный вид из окна и, главное, индивидуальная система отопления. Немедленно выкрутив ручку терморегулятора до отказа, я перекусил и отправился мыться, а когда вышел из душа, номер уже как следует прогрелся…

Спал я как сытый младенец и поутру открывать глаза мне совершенно не хотелось; только осознание того, что достопримечательности Бергена меня заждались, сподобило меня подняться. Да и то я пролежал в кровати лишних полчаса, наслаждаясь теплом и просматривая новостные каналы. Чтобы привести себя в порядок, мне много времени не требуется, и где-то около восьми я уже вышел в холл, рассчитывая быть на завтраке одним из первых и, значит, снять все сливки. Оказалось, что не я один такой умный, звон столовых приборов слышен издалека, и, значит, пиршество в разгаре. Естественно, нельзя было оставаться в стороне от праздника брюха и следующий час я провёл в гастрономических изысканиях. Всех яств перечислить не могу, но за то, что в отеле подают вкуснейшие тефтели, сосиски, множество салатов, разные виды колбасы и полдюжины сортов сыра ручаюсь. Везде бы так кормили!

Настало время выбрать, какие достопримечательности Бергена нужно посетить сперва, какие отложить на потом. Путеводитель по Норвегии перечисляет по крайней мере два десятка объектов, которые можно посмотреть в Бергена, и большая часть списка действительно стоит визита. Мне, конечно, хотелось всего и побольше, и в местный аквариум попасть, и музеи посетить, и на смотровые площадки забраться, и, пожалуй, как-то доехать к дому-музею Эдварда Грига, вот только времени на всё, естественно, не хватало. По правде говоря, при подготовке путешествия по Норвегии самостоятельно правильно спланировать, сколько нужно дней на осмотр Бергена, сложно из-за погоды: она очень неустойчива, и совершать вылазки за город и на природу под дождём проблематично. Разумно отвести на город и его ближайшие окрестности как минимум 3 дня, оптимально ещё денёк прибавить на фьорды и иметь день в запасе.

Так вот, достопримечательности Бергена заслуживают самого пристального изучения, как и сам город. Это ведь один из наиболее древних и заслуженных населённых пунктов Норвегии, основанный в конце XI века по приказу короля Олафа III , считавшего необходимым создать в Западной Норвегии надёжный опорный пункт. Благодаря удачному выбору места незамерзающая гавань Бергена почти сразу стала крупнейшим портом всего побережья. Помимо торгового значения город вскоре обрёл и политический вес: в 1217 году его провозгласили новой столицей страны. Потом, правда, королевский двор предпочёл более приятный климат и покинул Берген, где, согласно наблюдениям синоптиков, дождь идёт 300 дней в году. Зато предприимчивых купцов скверная погода не смущала, и когда главный торговый узел западного побережья Скандинавии изъявил желание вступить в члены Ганзейского Союза, его там приняли с распростёртыми объятиями. Выбившись в число наиболее процветающих городов, Берген получал доходы не только от коммерции, но и от рыболовства, хорошо развитого и поныне. Только в первой половине XIX века новая столица, Осло, сумела обскакать старую столицу по числу жителей и размерам дохода. Зато в отличие от этой выскочки Берген сумел сохранить изрядную долю средневекового духа, и теперь славится на весь мир неповторимой атмосферой прошлого…

Одним из наиболее важных объектов культурного наследия является замок Бергена, до которого из моей гостиницы было рукой подать. Однако, я отложил визит в цитадель и башню Розенкранц на потом, так как надеялся, что платить за посещение большинства интересных мест мне не придётся. Фокус был в том, чтобы заполучить «Bergen Card », полезнейшую штуку, позволяющую здорово сэкономить на входных билетах По ней можно бесплатно проходить в музеи и прочие достопримечательности Бергена, пользоваться фуникулёрами и ездить на местном транспорте, в том числе добраться автобусом до музея Грига. А поскольку карточка Бергена действует по суточному принципу, имело смысл начать ей пользоваться ближе к полудню, чтобы и завтра ходить в музеи безвозбранно. Стало быть, я начал день с прогулки по центру города, благо первые достопримечательности Бергена можно было посетить бесплатно. Речь, конечно, идёт про исторические кварталы деревянных домов и знаменитый Рыбный рынок.

Городская набережная, известная как Брюгген, сформировалась в XIV-XV веках и тогда носила прозвище Немецкой: почти все тогдашние здания служили офисами ганзейских купцов. Значительная часть застройки сгорела в пожаре 1702 года, но разноцветные домики из дерева были заботливо восстановлены, и теперь сложно понять, что из этой живописнейшей мозаики аутентично, а что построено недавно. И вообще, люди, стремящиеся добраться до Бергена, рассчитывают увидеть красивые пейзажи и для них не очень важно, когда именно возвели тот или иной квартал. Пока прогулка через Брюгген погружает человека в атмосферу чистенького средневековья, этот район будет неизменно пользоваться огромной популярностью у туристов.

Поразглядывав шеренгу домов, выстроившихся вдоль бухты, я сделал подобающие фотографии и решил углубиться в лабиринт деревянных построек, чего, по-моему, не делает большинство народа, приехавшего в составе групп. Во всяком случае, когда я вышел обратно на набережную через узкий проём между домами, японцы, фотографировавшиеся на фоне пейзажа, были искренне изумлены и принялись заглядывать в покинутый мною переулок, а самые отважные даже решились сделать по нему пару шагов… Словом, если уж не выпало добраться до Бергена самостоятельно, не стоит послушно следовать за гидом, шаг вправо и шаг влево могут принести немало впечатлений, особенно когда рядом квартал Брюгген.

Своеобразные, тоже весьма живописные картинки ждали меня чуть дальше, когда я вышел на площадь Торгет, где в Бергене находится рыбный рынок. Торговцы рыбой облюбовали берега бухты с незапамятных времён и ежедневно с раннего утра ведут оживлённую деятельность. Fisketorget, как звучит название этой достопримечательности Бергена на норвежском, туристы посещают главным образом ради ярких, сочных фотографий разной морской живности, за свежими морепродуктами охотятся главным образом местные жители. Цены-то кусаются, и отовариваться тем же лососем в супермаркете куда дешевле. Зато тут вся снедь, что называется, с пылу, с жару, и это в прямом смысле – если у гостя есть желание, Рыбный рынок Бергена готов ему приготовить хоть креветок, хоть крабов. Стоить такая трапеза будет недёшево, но качество гарантировано…

Fisketorget соседствует с туристическим офисом, где можно купить «Bergen Card » , что я и сделал. Её 24-часовую разновидность продали мне за сходную цену в 170 крон, предупредив, что перед началом использования следует заполнить датой и временем соответствующие графы, что я и сделал позже. Помимо карточки я также разжился целой кучей буклетов с полезной информацией о том, где можно поесть в Бергене, куда пойти за покупками и какие отели лучше выбрать для ночёвки. Таскаться с грудой бумаг мне не хотелось, и я решил занести «награбленное» в отель, заодно прочесав по дороге окаймляющую берега бухты цепочку лотков с магнитиками, кружками и другой мелочёвкой. Тамошние цены оказались на удивление вменяемыми, даром что обычно в районах сосредоточения туристов торговцы завышают стоимость товара. Здесь же ничего подобного не наблюдалось, и я купил всё, что хотел. В общем, если вам терзает вопрос, где лучше покупать сувениры в Бергене, рекомендую просто пройтись вдоль набережной Брюгген и всё непременно сладится…

Притащив в номер покупки и буклеты, я быстренько спустился в холл, чтобы начать осматривать достопримечательности Бергена. Только сразу приступить к делу у меня не получилось, пришлось малость задержаться возле кофейного автомата, который поит постояльцев совершенно бесплатно. Особенно приятно сидеть возле него вечером, когда в вестибюле персонал зажигает камин, и чашечка горячего кофе в подобном антураже становится особенно приятной. Но и днём благородный напиток показался мне очень вкусным – вот что значит «халява»…

Первым объектом, куда я наведался с помощью «Bergen Card », стал Дом Хакона. Он является частью цитадели, выстроенной после того, как Берген стал столицей Норвегии. К тому времени город уже прикрывали какие-то укрепления, но столичный статус потребовал более надёжной защиты. Вместе с башнями и стенами были возведены также и мирные постройки, в том числе Ha kons Hall. По сути, это был Королевский дворец, но Версаль или хотя бы португальский Келюш комплекс ничуть не напоминает. Однако в средние века приземистый Дом Хакона с его просторным центральным залом отлично подходил для торжественных мероприятий типа свадеб, приёма послов и коронаций. Считается, что своё название резиденция получила в честь короля Хаакона Хааконсена, активно использовавшего её в промежутке между 1247 и 1261 годами, по крайней мере путеводитель по Бергену представляет дело именно так. Жаль, что гулкое помещение практически пусто, на мой взгляд, если бы внутри него воссоздали сцены, допустим, королевского пира или хотя бы развесили рыцарские доспехи, тогда от посещения Дома Хакона у туристов оставались бы более приятные воспоминания.

Стоящая тут же старинная башня Розенкранца оказалась закрыта, как выяснилось, доступ посетителей в её недра разрешён в зимний период только по воскресеньям. Так что я был вынужден отложить знакомство с одной из самых старых построек бывшей норвежской столицы до завтрашнего дня. Кстати, даже семисот с лишним лет истории всё же не хватает башне, чтобы выбиться в наиболее древние достопримечательности Бергена: пальма первенства тут принадлежит церкви святой Марии. А всю потому, что в средние века, когда деревянные дома горели как спички, основанная в последней четверти XII века Мариакиркен была сложена из камня, и потому оставалась невредимой. Так она преспокойно пережила всё средневековье, напоминая своим суровым обликом о самом непростом периоде жизни Норвегии: когда кругом орудуют злобные викинги, тут не до красоты и горожанам лучше иметь в своём распоряжении надёжный опорный пункт. Тем сильнейший контраст составляет с внешним видом храма его внутреннее убранство, включающее красивейший алтарь.

Долгой историей существования может похвалиться и другая церковь, Korskirken, стоящая в одном квартале к востоку от бергенской бухты. Правда, тут об историческом облике говорить не приходится: за восемьсот с лишним лет существования здание претерпело столько переделок и дополнений, что перечислить их все не в состоянии даже лучшие историки. То храм сгорал в пламени очередного пожарища, то его расширяли, то видоизменяли, а итогом всех пертурбаций стал тот факт, что большинство туристов полагает, будто своё имя церковь святого креста получила из-за формы - два крыла, пристроенные к главному корпусу, и впрямь делают сечение здания похожим на крест. Но эта теория в корне неверна, так как Korskirken освятили ещё в незапамятные времена, тогда как боковые флигели появились только в XVII веке.

Не раз и не два подвергался переделкам и украшающий Domkirkeplassen собор, до которого нетрудно за пять минут добраться от предыдущей достопримечательности Бергена по улице Kong Oscarsgate. Главный храм города, впервые построенный в конце XII века, пожары четырежды уродовали до неузнаваемости, и всё-таки местная община старательно его восстанавливала, не считаясь с расходами. Увы, не всегда возможности бергенцев совпадали с их желаниями, и последняя версия собора выглядит малость несуразно: громадная колокольня подразумевает соответствующие размеры нефа, а они далеко не впечатляющие. Путеводитель по Бергену утверждает, будто в одной из стен D omkirke засело ядро, оставшееся от морской битвы англо-голландской войны 1665 года, но лично мне оно на глаза не попалось.

Продолжая самостоятельную экскурсию по Бергену, я вышел к берегу озера, где насладился красивыми видами. Коллекцию впечатлений заодно пополнили пейзажи городского парка и восходящий по склону холма променад, заканчивающий импозантным зданием – это театр, он же Национальная Сцена. Целью этого этапа моей прогулки был музей истории города, состоящий из двух частей. Первая экспозиция рассказывала о местной флоре и фауне, в её витринах были изобильно представлены камни, рисунки скальных срезов, чучела животных. Больше всего мне запомнился аттракцион, позволявший понять, как чувствуют себя люди во время землетрясения. Я залез на площадку, понадёжнее ухватился за поручни и нажал красную кнопку, после чего под жуткий грохот из динамиков пол под моими ногами заходил ходуном, словно припадочный больной. Хорошо, что уже через пару минут болтанки амплитуда колебаний пошла на убыль, равно как и шум камнепада, так что я смог из зоны землетрясения выбраться живым и невредимым…

Обогатившись новыми ощущениями, я перебрался в тот корпус, который занимает музей культурной истории. Он мне понравился больше, так как этнография всегда меня привлекала и народными костюмами, предметами быта, резными наличниками я могу любоваться часами. Трёхэтажное здание оказалосьпод завязку набито деревянной мебелью и традиционной одеждой, которую испокон веков носят норвежцы, так что комплекс я смог покинуть только ближе к половине третьего, попав оттого в цейтнот: добытое мной расписание работы бергенского аквариума утверждало, что ровно в 15:00 там начинается знаменитое шоу пингвинов и морских котиков. До западной оконечности полуострова Норднес, где находится аквариум Бергена, можно без труда добраться на автобусе, однако несмотря на дефицит времени я предпочёл прогуляться бодрым шагом, заодно увидев ещё два объекта из тех, что можно посмотреть в Бергене. Сначала мне на глаза попалась сногсшибательная церковь святого Йохана. Она больше всего похожа на готовую к старту ракету. Таким необычным видом Johanneskirken обзавелась благодаря архитектору Герману Бакеру, разработавшему проект в начале 1890-х годов. Зодчий удачно замкнул своим детищем неоготического стиля длинную улицу и тем самым дополнительно подчеркнул её размеры: со своими семьюдесятью метрами высоты церковь является главной доминантой города.

Новая церковь не так велика, но тоже заслуживает лестных слов. Своё имя она носит как бы в шутку, потому что построенное четыре века назад здание может считаться новым разве что по меркам средневекового Бергена. За многие годы существования Nykirken несколько раз терпела существенный урон, но коли фундамент и стены сохранились, значит, все следующие версии вполне можно считать переделками изначальной постройки. Нынешний вариант храма обрёл законченный внешний вид в 1956 году, когда закончилась реставрация повреждений, нанесённых взрывом немецкого судна с боеприпасами, разбомбленного англичанами в бергенской бухте. Вознаграждением за ущерб стал для церкви новый изящный шпиль, придавший ей дополнительный шарм.

Добраться до аквариума Бергена мне удалось аккурат в нужный срок: когда я проходил через турникет, оставалось ещё пять минут до начала представления с дрессированными пингвинами. К слову, надо отметить, что бесплатно пройти в Akvariet i Bergen по «Bergen Card» можно только зимой, в другие месяцы карточка Бергена даёт только скидку 25 процентов от стоимости билета.

Так вот, попасть на расхваленный путеводителями аттракцион я успел, но большого удовольствия не испытал: как выяснилось, в бассейне, занимаемом морскими котиками, лопнуло стекло, и всех его обитателей временно перевели к пингвинам; объявление гласило, что из-за данного печального инцидента шоу будет проведено в сокращённом виде. Тут я не выдержал и выругался: ох уж эти мне объявления – как будто мне мало было бумаги, сорвавшей круиз по фьордам, так ещё вот новая напасть…

Трюки, выполненные котиками, меня не слишком вдохновили, куда больше мне понравились проделки пингвинов. Эти безобидные создания обычно воспринимаются людьми как увальни, потому что мы видим их главным образом на суше, где они бродят по своим делам. Аквариум Бергена позволил мне впервые взглянуть, как ведут себя якобы неуклюжие пингвины в привычной среде, и, надо сказать, обитатели шестого континента носятся под водой словно ракеты, совершая ловкие манёвры и периодически выпрыгивая на поверхность что твои дельфины. Я был натурально ошарашен их скоростью и изворотливостью.

Когда представление дрессированных пингвинов закончилось, я пошёл осматривать остальную часть комплекса и быстро выяснил, что наиболее интересен тропический раздел, с яркими рыбками и кораллами; северные моря, заполненные бесчисленными косяками сельди, мне не очень понравились. А больше всего запомнился сеанс в местном стереокино, ради которого пришлось выложить 20 крон за специальные очки. Но для того зрелища, что предстало перед моими глазами, не жалко было бы и большей суммы: благодаря стереоэффекту казалось, будто сотни акул-молотов проплывают на расстоянии вытянутой руки, и когда в другом сюжете обезьяна запустила в камеру апельсином, я, как и все в кинозале, невольно отклонил голову…

Аквариум Бергена я покинул только перед самым его закрытием, практически выполнив программу на день – мне оставалось только полюбоваться закатом. И с данным пунктом программы вышла беда: если утром солнце светило вовсю, то во второй половине дня над городом стали собираться тучи. Говорят, что в Бергене дождь идёт 300 дней в году, и хоть поначалу мне казалось, будто для меня судьба приберегла один из оставшихся 65 дней, вечер доказал обратное. Туман плотно затянул бухту, с неба сыпалась морось. В таких условиях о закате мечтать не приходилось, разве что лелеять надежду попасть в отель не слишком вымокнув. Хорошо, что добраться до аквариума Бергена из центра можно на автобусе номер 11 – сев на рейс в обратную сторону, я очень быстро оказался почти что дома. Кстати, с «Bergen Card» мне не пришлось платить за проезд, потребовалось только вставить пластиковый прямоугольник в билетный автомат стрелкой вниз. Ввалившись в номер, я принялся усиленно сушиться и греться, прямо как сутки назад…

Наутро выяснилось, что Западная Норвегия снова радуется солнышку, и мне, значит, предстоит решить, откуда лучше осмотреть панораму Бергена. Вариантов было два: холм Флёйен с площадкой на отметки триста метров или вдвое большая гора Ульрикен. Я-то рассчитывал забраться на одну из них накануне вечером, чтобы посетить другую утром и тем самым составить полное представление о том, как хорош Берген с высоты. Теперь же из-за погоды предстояло сделать сложный выбор, и я решил сосредоточиться на том объекте, что поближе: из центра города добраться до подножья горы Ульрикен можно без труда на автобусах линий 2, 3 и 12 , однако место, откуда отправляется фуникулер Флёйбанен, находится вообще в двух кварталах от набережной Брюгген. «Bergen Card » даёт своим владельцам право совершить одну поездку на холм Флёен туда и обратно, при этом кассир ставит на карточку специальный штамп, стереть который нет никакой возможности, я это лично проверял и едва не повредил защитный слой. Собственно подъём до трёхсотметровой высоты длится меньше 10 минут, вагончики идут плавно и спокойно, несмотря на то, что Floibanen скоро отметить сто лет со дня запуска в эксплуатацию. Когда путешественник оказывается на верхней станции, в его распоряжение поступает длинная панорамная терраса, снабжённая подробным указателем, где какие здания находятся. Остальная часть холма превращена в огромный парк, сквозь который проложены пешеходные маршруты и при наличии лишнего времени можно совершить увлекательную прогулку, познакомившись поближе с норвежской природой. К сожалению, мне пришлось отложить столь заманчивый вояж до лучших времён, вот разве что с одним из громадных троллей, расставленные вдоль тропы, я познакомился близко. А потом настало время вернуться в центр города, чтобы навестить Морской музей Бергена.

Ради этого пришлось снова пройти в южные кварталы, где я уже был, когда ходил в Музей истории. Пожалуй, надо было несколько иначе спланировать программу осмотра достопримечательностей, но что вышло, то и вышло. Во всяком случае, Bergens Sjo fartsmuseum мне понравился и я с удовольствием окунулся в жизнь норвежских мореходов. Экспозиция рассказывала о ней в подробностях, охватывая период от древних времёна, когда викинги наводили страх на всю Европу, до битв Второй Мировой войны. Интерактивные стенды позволяли, допустим, выбрать одну из битв полярных конвоев и проследить по видео- и фотоматериалами ход противостояния. Изо всех предметов, хранящихся в музее, мне больше всего понравился двухметрового размаха дальномер, нацеленный через окно в сторону залива. Заглянув в окуляры, я смог увидеть среди волн крохотный клочок суши с какой-то табличкой, а когда попытался рассмотреть объект воочию, то с трудом отыскал даже сам островок, не говоря уже про его детали. Вот что значит классная оптика!

К сожалению, вне моего поля зрения остались многие интересные достопримечательности Бергена, в том числе дом-музей Грига. Я прикидывал, как до него добраться, но в результате отдал предпочтение тем местам, что можно посмотреть в центре Бергена. Последний штрих к знакомству с этим старинным городом добавила башня Розенкранца, куда я заглянул напоследок, уже перед самым отъездом. Никто не может точно сказать, когда именно рядом бергенский замок обзавёлся столь внушительной соседкой, известно лишь, что громадину возвели где-то в конце XIII века и в неё одно время квартировал король Эрик Магнуссон. А имя она получила вовсе не в честь одного из шекспировских героев, её так назвали из-за коменданта цитадели, затеявшего в 1560 году основательную перестройку здания. Тогда башня Розенкранца считалась важной составляющей городских укреплений, нынче внутри неё устроен музей средневековой жизни, осмотренный мной с большим интересом.

Окончательную точку визита в Берген я поставил со смотровой площадки бывшей королевской резиденции, куда вообще-то вход посетителям заказан. Однако мне так хотелось запечатлеть панораму залитой солнцем бухты, что я аккуратненько снял с ведущей наружу двери запирающий крючок и, выждав немного, не сработает ли сигнализация, вышел на свежий воздух. Кадры и впрямь получились что надо, да и ощущениями я обзавёлся незабываемыми.

Теперь мне предстояло поспешить к бергенскому паромного терминалу, чтобы отправиться в

July 29th, 2012

Друзья, я написала пост в сообщество ru_travel .
Привожу Вам его тут.

Для тех, кто планирует полюбоваться на фьорды, вдоволь поесть свежей рыбы и морепродуктов и познакомиться с европейской скандинавской культурой - от Средних Веков до футуристического дизайна сегодняшних городов, но при этом не брать с собой авто и предпочитает путешествовать самостоятельно - этот мой рассказ может оказаться полезным. За время своего путешествия я встретила не так много соотечественников в Норвегии, и мне этот факт показался досадным упущением, потому что фьорды - несомненно, одно из самых красивых и экологичных мест на планете.

Для самостоятельного путешествия Вам понадобится минимальное знание разговорного английского языка, потому что почти все норвежцы неплохо говорят по-английски, вежливы и приветливы. Кроме того, страна делает многое для того, чтобы путешественникам там было удобно: пункты туристической информации существуют повсеместно, общественный транспорт очень удобный, понятный и пунктуальный, по графику.

1. Планируем маршрут путешествия

Я предлагаю Вам начать с планирования путешествия по двум причинам: во-первых, планировать свой отпуск в деталях - приятное занятие, а во-вторых, и это главное - подробный план путешествия поможет Вам получить норвежский шенген.

За полторы недели мне удалось пожить в деревне, в окружении фьордов и водопадов, побывать с старинном городе Бергене и осмотреть достопримечательности норвежской столицы Осло. Я расскажу Вам о своем опыте, а Вы сможете сконструировать более подробный собственный план, с рыбалкой на фьорде, или байдарками, вело-прогулками или хайкингом, а может быть - Вы предпочтете поездку на горную ферму с козьим сыром, или же коротким путешествием на настоящем паруснике.

У меня были такие главные точки маршрута:

Осло - потому что столица Норвегии и много культурных объектов;

Берген - потому что столица фьордов, очаровательный город, знаменитый рыбный рынок, крепость-замок; Берген находится ближе к атлантическому побережью страны, а Осло - ближе к восточной границе Норвегии.

Драгсвик (пригород Балестранда) - потому что это деревня посреди гор с водопадами и фьордов, на самом красивом, как мне казалось, фьорде - Согнефьорде. (При желании из Балестранда Вы можете взять паром или корабль до Флама, оттуда - совершить экскурсию по железной дороге (тур занимает пару часов) к водопаду). Вокруг Балестранда и Драгсвика есть природные тропинки разной категории: желтой, красной, синей - для любителей хайкинга, все они отмечены в лесу разметками своего цвета (желтые - самые легкие).

Для начала я составила подробный график-таблицу с датами, названиями городов и гостиниц, номерами авиарейсов и временем отправления и прибытия кораблей. Такой график необходимо сдавать при подаче документов на заявку на получение шенгенской визы в Норвегию. Кстати, если живете в Москве, то Вы можете воспользоваться услугами норвежского визового центра на Сущевском Валу, просто заполните на сайте анкету в электронном виде и запланируйте дату подачи документов. В Питере также есть визовый центр, и еще в некоторых других городах России, подробную инфу можно увидеть на их сайте тут: http://www.norwayvisa-russia.com/ . Никаких очередей в визовом центре не было, и предварительной записи тоже, когда я подавала заявку. К заявке прикладываете копии брони гостиниц, билетов, страховку и прочее. Визу дают на срок путешествия, во всяком случае, мне так выдали.

Итак, мой маршрут был таким:

  1. Перелет Москва-Осло-Берген (стыковка между рейсами SU 2230 (Aeroflot) и SK-267 (SAS) около двух часов - удобно даже в случае небольшой задержки рейса).
  2. 3 дня проживания в Бергене, поездка на Согнефьорд на 4-ый день
  3. 4 дня проживания в Драгсвике, пригороде Балестранда, на Согнефьорде
  4. 5ый день - возврат в Берген, одна ночь в Бергене
  5. Перелет Берген-Осло SK-284 (SAS)
  6. 2 дня в Осло
  7. Перелет Осло-Москва

Такой маршрут позволил мне довольно расслабленно чувствовать себя во время путешествия и избегать длительных утомительных переездов. Всё-таки - это отпуск.

Возможно Вам захочется посетить еще и северные фьорды. Тогда Вам в Олесунд (пишется Alesund) , где ледники, а туда удобнее добраться, на мой взгляд, из Бергена. Либо самолетом из Осло.

  1. Билеты

Авиабилеты Москва-Осло-Москва я бронировала заранее, на сайте Аэрофлота aeroflot.ru.

Авиабилеты Осло-Берген-Осло я бронировала у Скандинавских авиалиний (SAS) через сайт trip.ru, перелет всего 45 минут и без ланча, поэтому и стоит совсем недорого.

Билеты на корабль Берген-Балестранд (Согнефьорд) -Берген я бронировала на сайте у компании Norled, www.norled.no (маршрут Bergen Strandkaiterminal-Balestrand kai), за две недели до поездки, и с собой взяла электронную распечатку этого билета (это важно, проверяют наличие бумажных билетов на корабле до посадки или во время плавания).

Скандинавские авиалинии на маршруте Осло-Берген-Осло разрешают ручную кладь до 8,8 кг, если Вы везете айпад - выкладывайте его поверх сумки при досмотре секьюрити, все жидкости до 100 мл должны быть упакованы в прозрачные пакеты заранее.

Если у Вас билет SAS, то приехав в аэропорт, Вы самостоятельно регистрируетесь на рейс с помощью электронных терминалов (по виду напоминают банкоматы синего цвета с надписью SAS), выбираете меню на английском языке (если Вы как и я, не знаете норвежского) и вводите номер брони. Всё! Посадочный талон Вам распечатывается и Вы с ним идете либо - сдавать багаж, либо сразу - на секьюрити контроль. Конечно, если это возможно, при многих пересадках удобнее брать с собой минимальное количество вещей, только самое необходимое, так Вы будете экономить время на ожидании багажа.

  1. Как добраться от аэропорта до города.

От аэропорта до города можно, конечно поехать и на такси (в Бергене это обойдется Вам где-то в полчаса времени и в 400 норвежских крон, а в Осло - час, если без пробок и в 900 норвежских крон. Чтобы понять приблизительную величину цены в рублях, умножайте на коэффициент 5,3). Понятно, что цены на такси очень приблизительные, кому как повезет с водителем и пробками. На мой взгляд, целесообразнее воспользоваться автобусом (от аэропорта Бергена до центра примерно 33 норвежских кроны, от аэропорта Осло до конечного пункта в центре города - 135 норвежских крон, или 250 норвежских крон в оба конца). Автобусы комфортабельные, с отсеком для багажа, остановка прямо у выхода из аэропорта, билеты - покупаете у водителя.

Назовете водителю название своей гостиницы - он подскажет Вам ближайшую остановку.

Карту Осло можно бесплатно получить в аэропорту на столе информации для туристов, а карту Бергена - бесплатно в Вашем отеле.

В Бергене пристань с лодками (ракетами, кораблями на фьорды) находится в центре города, добраться туда элементарно, это улица - набережная Strandkaien, посадка на корабль - за 20 минут до отплытия. Путешествие по воде из Бергена в Балестранд на Согнефьорд займет 4 часа 50 минут, за это время Вы сможете полюбоваться красивейшими видами гор и деревенек вокруг, внутри есть комфортабельные сиденья, отсек для семей с маленькими детьми (там телевизор с мультиками и игрушки), туалеты, буфет. Мне стоимость путешествия обошлась в 515 норвежских крон в одном направлении.

  1. Погода в Норвегии летом

Я могу рекомендовать для посещения Норвегии именно в летний период, потому что природа и городской ландшафт очень красиво выглядят в это время: поля лесной голубики по берегам фьордов и в лесу (леса там густые, смешанные, похожие на Подмосковные. Полно живности всякой, фауна доверчива к людям.), многочисленные полевые и лесные цветы, яркие городские клумбы, ухоженные сады, фонтаны в парковых зонах.

Особенно на фьордах, в течение дня погода может меняться до 10-12 раз: от дождя до яркого жгучего солнца. От плюс 13 до плюс 25. Поэтому выходя из отеля, всегда одевайте на себя очень летние вещи, но берите также обязательно и ветровки с капюшонами: туристам обычно лень ходить с зонтом. Теплее следует одеваться, путешествуя по воде, по фьордам, в Осло погода теплее.

  1. Где селиться?

Всем известно, что Норвегия - довольно дорогая страна. Поэтому я бы рекомендовала Вам выбирать приличные три звезды в Бергене (их там таких много очень) в центре города, предварительно почитав отклики на booking.com, tripadvisor.com. Некоторые гостиницы из числа трех-звездочных предлагают своим гостям не только завтрак, но и бесплатный чай-кофе (а иногда и бисквиты к чаю) в течение дня. Если Вы планируете, как я, путешествие по воде на фьорды, логично будет выбрать отель неподалеку от пристани.

В Осло цены более дружественные к туристу, поэтому там можно позволить себе отель чуть лучше, но важно выбирать гостиницу в центре города: так Вы будете экономить на транспорте, все достопримечательности в Осло расположены в центре города довольно компактно.

В Балестранде выбор гостиниц не огромен, однако там можно снять чистенькие апартаменты от 375 норвежских крон за сутки, а можно поселиться в трехзвездочном отеле по более дорогой цене.

6. Где поесть?

Хотя цены на все довольно высокие, у Вас всегда остается выбор между дорогим рестораном в самом проходном туристическом месте, или пиццерией в более отдаленных от туристической тропы кварталах, или сетевым рестораном быстрого питания, или даже просто перекусить пирогом из кафетерия или йогуртом из супермаркета. Хотя, повторюсь, следует поискать отель с дополнительными бесплатными опциями для питания и горячих напитков.

7. Достопримечательности.

В Норвегии очень много музеев, на разный вкус. Много и других достопримечательностей - арт-объектов среди природного ландшафта, например. Если у Вас минимум времени на остановки в каждом городе, я бы посоветовала посетить основные, на мой вкус, достопримечательности.

  1. Осло: Национальная Галерея, Королевский Дворец, Крепость и форт Akershus Slott,

знаменитый парк скульптур - Vigelandsparken. Местные еще очень советуют посетить Кон-Тики Музей (там артефакты от Тура Хейердала, если помните он пересек Тихий Океан в 1947 году на парусной лодке, сконструированной по древним рисункам - Ра).

Любителям творчества художника Эдварда Мунка также можно посоветовать Munch-Museet. Ну есть и много других интересных музеев, если будет время, можно заглянуть и туда.

Описание и адреса каждого музея есть в любом отеле и на ресепшн любого музея - бесплатно.

  1. Берген: Бригген - старинный квартал и Музей Бриггена, рыбный рынок, старинная церкви Domkirken (кафедральный собор 12-13 вв.), Korskirken (17 век), крепость Rosenkrantztarnet, подняться над городом на фуникулере на обзорную площадку. Если будет время, можно погулять в Ботаническом саду Университета, увидеть Аквариум Бергена, послушать концерт в действующей церкви Johannes Kirken.
  1. Балестранд. Если Вы приехали в Балестранд - значит, главное там - природа и фьорды. В качестве достопримечательности там существует отель Kvikne’s, в котором останавливались монархические особы, и зайти и полюбоваться его старинными интерьерами может каждый. Еще одна достопримечательность - деревянная англиканская церковь постройки 1897 года, под управлением епископата Гибралтара.

Из Балестранда (туристический центр прямо рядом с пристанью)Вы можете закзать любые экскурсии - от поездки на сыродельческую ферму, до посещения Urnes Stave Church (старейшая церковь в стране, 1132 г. постройки, наследие ЮНЕСКО). Но логичнее в этих местах - просто заняться хайкингом, рыбалкой, водными прогулками.

  1. И ещё.

Следует помнить, что в субботу-воскресенье расписание транспорта в Норвегии (за исключением сообщения с аэропортом) сильно редеет, многие магазины закрыты, а билет Oslo-pass не распространяется ни на частные музеи, ни на Королевский Дворец.

Кстати стоимость Oslo-pass («единый» для туристов, для поездки на любом общественном транспорте и бесплатного входа в музеи Осло) колеблется сильно от того, покупаете ли Вы его на ресепшн дорогого отеля, либо - в туристическом центре (дешевле).

Фотографии Осло, Бергена, Балестранда, Драгсвика Вы сможете найти на моей странице в журнале тут:

Как пишется:

Balestrand - Балестранд

Bergen - Берген

Dragsvik - Драгсвик

Sognefjord - Согнефьорд

Ну, то есть пишется, как слышится:)

Где менять рубли на норвежские кроны? Вообще-то почти везде принимают карточки, только Вам придется вводить Ваш пин-код при каждой оплате. Но если Вам требуется немного наличных, то мне показалось, что курс покупки норвежских крон за рубли лучше в России.

Мобильная связь. В норвежских супермаркетах типа Севен-Элевен (желто-зеленая эмблема 7-11) и некоторых других, а также на бензо-заправках Вы можете приобрести специальные сим-карты LEBARA mobile за 99 норвежских крон (комиссия супермаркета при продаже - где-то 50 крон или 260 рублей, а 49 крон - остаточный баланс), и говорить по дешевому тарифу с Россией. Тариф очень подкупающий, однако есть минусы у такой покупки: 1) при покупке Вы заполняете анкету (есть даже на русском) , указываете данные своего загранпаспорта, и отвечает ли супермаркет за их безопасное хранение - я не знаю 2) активирует карту менеджер/директор торговой точки (а это может занять несколько часов - пока у него дойдут руки до Вашей проблемы) 3) если Вы вставили карту в телефонный аппарат - она действует только для этого телефонного аппарата и Вы сможете вынуть и воспользоваться этой картой в следующий раз.

А вообще я желаю Вам посетить Норвегию - на автомобиле или без него, самостоятельно или с турагентством, в любом случае - новые положительные впечатления Вам гарантированы


Дата поездки: 29 июня - 6 июля 2013 года
Маршрут: Санкт-Петербург - Турку - Стокгольм - Осло - Берген - Гейрангер - Тронхейм - Каликс - Санкт-Петербург
Автомобиль: Nissan Juke, 1.6, 117 «лошадок»
Километраж: около 4500 (не считая паромной переправы)

Решение поехать в Норвегию было спонтанным. Когда по тем или иным причинам все намеченные варианты отдыха отвалились, возникла шальная мысль: «А почему нет?» На подготовку оставалось шесть дней…

«Есть ли у нас план?»
Мы сразу поняли, что поездка станет ознакомительной: посмотреть всю Норвегию в рамках недельного отпуска невозможно. Но что именно надо посетить в обязательном порядке? Прочёсывание многочисленных форумов однозначного ответа на этот вопрос не дало, поскольку все дискуссии сводились к: «А почему вы поехали туда, а не туда?» «А что вы нашли в этом месте, когда смотреть надо вот это?» «Да это вообще ни о чём! Ехать надо туда!»

В итоге мы просто определили для себя три города, которые хотим увидеть (Осло, Берген, Тронхейм), и несколько знаковых мест между ними (Флом, Гудванген, Гейрангер). Был большой соблазн включить в маршрут Ставангер и окрестности, но по времени мы туда никак не успевали.

В паромном центре были куплены билеты на Viking Line по маршруту «Турку – Стокгольм». На букинге забронированы отели. Ночевки в кемпингах обошлись бы, конечно, дешевле, но мы предпочли немного переплатить за персональные удобства (да и прогноз погоды на предстоящую неделю как бы намекал).

Terve!
Суббота, 29 июня, прошла в последних сборах. Поскольку евро из всех скандинавских стран ходит только в Финляндии, запаслись некоторым количеством шведских и норвежских крон. Вечером, около 21:00, выдвинулись в сторону границы.

Перед «Торфяновкой» заправились до полного бака. Границу преодолели буквально за 20 минут. Ночной переезд до Турку также прошёл быстрее намеченного (особенно порадовал автобан Е18). В итоге на причале Viking Line мы были за 3 часа до начала регистрации. Немного подремали в машине, побродили в окрестностях местного замка.

На паром погрузились быстро и без проблем. С размещением в каюте пришлось подождать: уборка после ночного рейса производится одновременно с посадкой пассажиров. Каюта, хотя и без окна, но очень уютная, с собственным санузлом. Прогулялись по верхней открытой палубе, попили чаю и легли спать.


Стокгольмское гостеприимство
За 20 минут до прибытия в Стокгольм загрузились в машину на автопалубе и включили навигатор. Довольно быстро он довёл нас от причала до Stockholm Inn Hotell в самом центре города, на Drottningatan. В описании на букинге было сказано, что у отеля имеется парковка на прилегающей территории, однако никакой парковки рядом не было. Девушка на ресепшене на вопрос «Где можно оставить автомобиль?» ответила, что «своей машины у неё нет, поэтому она понятия не имеет».

У автомобилей, стоящих на соседней улице, под лобовым стеклом лежали традиционные для Европы талончики из паркоматов. Все они, правда, были на 2-3 часа. Нам же предстояло парковаться всю ночь. В итоге стоянка обошлась в 180 крон (900 рублей). Извлекли урок на будущее: если отель недорогой, но своей парковки у него нет, то лучше поискать подороже, но с бесплатной стоянкой. По деньгам выйдет также, зато никакого геморроя.

Впрочем, остановиться в Stockholm Inn Hotell стоило обязательно! Номера этой гостинцы расположены в подвале и не имеют окон. Приют клаустрофоба, да. Нам, помимо прочего, досталась каморка с двухъярусной кроватью. Незабываемые ощущения))

Вечерний Стокгольм показался величественно-мрачным и необычайно красивым. А когда захотелось поужинать, то ещё и вызывающе негостеприимным. Большая часть заведений в 10 вечера уже были закрыты, открытые же предлагали только напитки. Сначала это веселило, потом озадачивало, а в какой-то момент (после очередного отказа в горячей пище) начало просто злить. В конечном итоге удача нам улыбнулась, но взяла за это кругленькую сумму: два супа-гуляша в маленьких горшочках и два сидра по 0,3 стоили более 300 крон (свыше 1500 рублей).

Е18, заправка и немного вежливости
Утром 1 июля, позавтракав сэндвичами, мы погрузились в авто и попросили навигатор указать нам путь в Осло. Он предложил два варианта – 500 с лишком км с платными дорогами и 600 с лишком, если бесплатно. Прикинув, что крюк в 100 км при норвежских ценах на бензин (за 1 литр 95-го почти 2 евро!) может обойтись дороже, мы сделали выбор в пользу платного маршрута. Плюс будет больше времени на прогулку по городу.

Шведский ландшафт вдоль трассы Е18 ничем не отличается от среднестатистического карельского. Такое чувство, что едешь по Ленобласти, только дороги лучше. Кстати, что интересно, встречные потоки разделены отбойником даже там, где полосы всего две. Никаких обгонов по встречке. Для опережения тихоходов периодически на 1-2 км появляется дополнительная полоса. Но так, конечно, в Швеции не везде…

Когда пришла пора залить бак, впервые на своём пути столкнулись с автоматической заправкой. Они очень распространены в Скандинавии, особенно в северных районах, где накладно держать работников на зарплате. Но если бы я не почитал заранее, как обращаться с этим зверем, мог бы лишиться серьёзных денег. Надо сначала вставить карту, ввести пин, выбрать колонку и вид топлива. Автомат выплюнет карту, и можно заправляться. Казалось бы, вуаля! Ан нет. После заправки карту необходимо вставить второй раз: тогда вылезет чек, а со счёта спишутся средства. Если карту во второй раз не вставить, со счёта может быть списано гораздо больше денег, чем вы должны за бензин.

Любопытный эпизод, характеризующий поведение шведов на дороге, случился на подъезде к норвежской границе. Из-за ремонтных работ две попутные полосы для движения сливались с одну. Кроме того, в районе пограничного пункта установлено ограничение скорости 30 км/ч. В результате скопился довольно длинный затор. НО!!! Все спокойно тянулись друг за другом в одной правой полосе, никто не лез опережать слева и потом встраиваться, и уж точно ни у кого не было даже мысли двигаться по обочине. Нам до такого ещё расти и расти.

Поскольку Норвегия входит в Шенген, но не в ЕС, на границе за транспортным потоком внимательно следили два суровых таможенника. Теоретически такие товарищи могут остановить любую машину и провести досмотр на предмет ввоза в страну запрещённых товаров. Но нас сия участь миновала, и мы, набрав скорость до максимально разрешённых 80 км/ч, продолжили путь в сторону Осло.

Безальтернативный AutoPASS
О приближении платного участка предупреждают щиты с соответствующими надписями. Однако никаких пунктов для осуществления платежей нами обнаружено не было – только видеокамеры, которые фиксируют номера проезжающих машин. Эта система называется AutoPASS.

Я читал про неё перед отъездом, и она описывалась как альтернативная обычным способам оплаты. Мол, на сайте www.autopass.no привяжите номер своей машины к номеру банковской карты, на платных участках выбирайте коридор с видеокамерой и проезжайте без остановки, а деньги спишутся автоматически. Минус этой системы заключается в том, что с вас авансом списывают 300 норкрон и уже из них вычитают суммы за платные участки. Неизрасходованный остаток якобы возвращается на карту.

Мы решили, что по возможности будем объезжать платные дороги, а уж если приспичит поехать, то заплатим картой или наличкой. Поэтому регистрироваться на autopass’е не стали. Но ни на подъездах к Осло, ни где бы то ни было ещё мы так и не получили возможность оплатить дорогу каким-то иным способом. AutoPASS оказался совершенно безальтернативным. По идее тем, кто не зарегистрировался на сайте заранее, счёт должен прийти по почте. Но знатоки в интернетах поговаривают, что в Россию норвежские «письма счастья» не доходят. Что ж, поживём – увидим…

Акерсхус под Frydenlund’ом
Прорытая под Осло система транспортных тоннелей стала для нас сюрпризом. Навигатор быстро потерял сигнал спутника, и нам пришлось гадать, куда и по какому указателю сворачивать. Выехали наобум, но очень удачно – до отеля Cochs Pensjonat, что на Parkveien, оставалось 1,5 км. О том, что парковка будет платной, мы были предупреждены заранее – 150 норкрон (чуть больше 800 рублей) за сутки. Любопытно, что смс-ка об оплате (расплачивался картой) пришла мне только 21 августа.

Отель симпатичный, опять же, в центре города – до главных достопримечательностей подать рукой. Памятуя стокгольмский опыт, поесть мы решили сразу, не дожидаясь позднего вечера. Ну, как поесть – перекусить. В открытой летней кафешке за один чикен-тост и два Frydenlund’a по 0,5 пришлось выложить 330 норкрон (свыше 1800 рублей). Стало понятно, что питаться в каких бы то ни было заведениях накладно. Со следующего дня и далее всё путешествие покупали в супермаркетах нарезку, сыр, хлеб и соки.

Осло предстал перед нами не таким величественно-мрачным как Стокгольм, но тоже очень симпатичным скандинавским городом. Полазили в Акерсхусе (местной крепости), обнаружили там караульного, который при полном параде с винтовкой наперевес, чеканя шаг, топтал булыжную мостовую.


Вечером пытались купить в магазине пару баночек как-то сразу полюбившегося Frydenlund’a, но оказалось, что с 21:00 до 9:00 алкоголь (включая пиво) в Осло не продаётся. А жаль!

Страна тоннелей и фьордов
Утром 2 июля мы покинули столицу Норвегии и направились в сторону Бергена. Зная строптивый характер нашего навигатора, задавать ему сразу конечную точку я не стал, а предложил отвезти нас в Сундволлен. Первая природная норвежская красота – Тюрифьорд! Хотя по сравнению с настоящими морскими фьордами это так, лесное озерцо:)

Следующим пунктом назначения был Флом. Дорога до него изобиловала ремонтными работами. Часто мы сталкивались с организацией реверсивного движения – посредством светофоров или обычных дорожных рабочих с жезлами. Один раз простояли в ожидании полчаса.

Но вот наши мучения прекратились: впереди показался въезд в легендарный Лердальский тоннель! 24,5 км под землёй (а точнее в недрах скал) – это потрясающе!!! Между прочим, самый длинный автомобильный туннель в мире. Вообще в Норвегии очень много самых разнообразных тоннелей. Оно и понятно – с таким ландшафтом иначе нельзя.

Флом – населённый пункт на берегу Аurlandsfjord’а. Известен своей высокогорной железной дорогой, в последние годы выполняющей функцию туристического аттракциона. Кататься у нас не было ни времени, ни (учитывая цены) желания. Сделали несколько фоток, полюбовались фьордом и отправились дальше.


Совсем рядом следующая точка маршрута – Гудванген, расположившийся у Nærøyfjord’а. Вот это уже настоящая Норвегия – та, за которой сюда едут! Никакие фотоснимки не передадут тех ощущений, которые возникают, когда находишься там, дышишь этим воздухом, видишь живьём эту красоту. В Норвегию влюбляешься постепенно, но крепко и, боюсь, навсегда…

Бывшая столица
До Бергена оставалось меньше 150 км – по маршруту, который предложил навигатор. Но, глядя на карту, мы поняли, что не простим себе, если не проедем по берегу Хардангер-фьорда. Это крюк в 50 км, но он однозначно стоил потраченного времени и бензина! Остроту ощущениям добавляла дорога, которая от Granvin’a до Norheimsund’a представляла собой 1,5 полосы в ширину, иногда сужаясь до 1 полосы, с «карманами» для встречных разъездов и резкими «слепыми» поворотами. Несмотря на это (а может быть как раз благодаря этому) дорога оказалась платной, со знакомыми нам уже камерами AutoPASS.


Берген встретил красивым закатом. В открытых ресторанах у причала с аппетитом и живыми беседами обедали местные жители, заказывая всё новые блюда и напитки, а рядом, по набережной Брюгген, прогуливались, роняя слюни, иностранные туристы, которые не могли позволить себе подобной роскоши. Мы не стали уподобляться ни тем, ни другим, а просто осмотрели красоты, сделали несколько снимков и отправились к месту ночёвки.


Дело в том, что в самом Бергене более-менее дешёвых отелей не нашлось, и букинг любезно предложил варианты в радиусе 50 км. Нам приглянулся Manger Sommarhotell, расположенный в деревушке под названием (как легко догадаться) Мангер. Отель работает только в летний период, поскольку это местная школа-интернат, где в течение учебного года живут и учатся детишки. Двухместные номера с удобствами, вкусный завтрак. Возникло непреодолимое желание задержаться тут хотя бы ещё на денёк, побродить в окрестностях, покататься на велосипеде, порыбачить. Но жёсткий график звал нас в путь!

На переправе
Утром 3 июля, под мелким затяжным дождём, мы взяли курс на Гейрангер. Здесь уже разногласий с навигатором у нас не было, поэтому мы целиком и полностью положились на его географическую эрудицию. В качестве промежуточного аттракциона нас ждала паромная переправа через Согне-фьорд в районе «Oppedal – Lavik».

Вообще паромы – будничная часть норвежских автодорог. Трассы часто упираются в переправы и вновь продолжаются на другой стороне. Не нужно заранее заказывать билеты или подстраиваться под утверждённое расписание. Вы просто подъезжаете к причалу, встаёте в очередь из автомобилей, к вам подходит девушка или молодой человек и в обмен на ваши деньги выдаёт билет.



Нам как путешественникам, разумеется, была любопытна такая форма организации транспортного сообщения. Но вообще-то времени это отнимает порядочно: там, где можно было бы проехать за 5 минут, ожидание парома, погрузка и плавание заняли больше 40 минут. Для тех, кто регулярно мотается туда-сюда, наверное, накладно.

Дитя ЮНЕСКО
После переправы долго ехали по Е39, а в районе Byrkjelo свернули на дорогу 60. Очередная живописная «магистраль», идущая, в том числе, вдоль Innvikfjord’a.



За Stryn’ом путь некоторое время лежал по трассе 15, пока навигатор не предложил переместиться на дорогу 63. Начали подниматься в гору. Температура за бортом (которая и до этого была не слишком высокой – 15-16 градусов) стала стремительно падать. По обочинам появился снег. Мы достигли т.н. «Дороги Орлов».



По масштабам и закрученности серпантина её можно спутать с Тропой (Лестницей?) Троллей. Но Trollstigen, конечно, гораздо круче. Кстати, до неё мы в этот раз не доехали, хотя были совсем рядом – задержались на Гейрангере.

Собственно, было из-за чего задержаться. Гейрангер-фьорд не случайно в 2005 году оказался в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. И хотя после этого он превратился в раскрученное попсовое место туристического паломничества, своего очарования и величия не утерял. То самое чувство, когда ты пьёшь глазами окружающую тебя красоту и не можешь напиться. И даже пасмурная погода не портит впечатления.



С ночёвками в районе Гейрангера дела обстояли ещё хуже, чем в Бергене – цены зашкаливали за любые разумные пределы. Только в крохотной деревушке Bjørke, что в 120 км от достопримечательности, удалось забронировать номер в некоем Fjordtell’e. Из всех ночёвок эта была самая дорогая, хотя «отель» больше напоминал длинный деревянный вагончик-бытовку для вахтовой работы геологов на Крайнем Севере.

Добраться до Bjørke тоже оказалось непросто: навигатор не знал, что полгода назад туда прорыли какой-то хитрый тоннель, и повёл нас совсем уже просёлочными дорожками среди лесов, озёр и горных перевалов. А сама деревня расположилась в такой норвежской глуши, что даже мобильная связь здесь была явлением непостоянным. В связи с чем обитатели сохранили в рабочем состоянии старенький телефон-автомат.

Финальный аккорд
Утром 4 июля мы попрощались с норвежской деревушкой и неспешно направились в Тронхейм. В отличие от предыдущих дней, мы чаще останавливались в разных живописных местах и фотографировали их на память.


Как я уже упоминал ранее, максимально допустимая скорость в Норвегии практически везде – 80 км/ч. Изредка попадаются участки, где можно ехать 90. 100 и выше на нашем пути не встречались. Зато гораздо чаще даже вне населённых пунктов скорость ограничивается на отметке 60-70 – просто для безопасности движения. Конечно, соблюдать такой режим довольно трудно.

И вот, на подъезде к Тронхейму встречный поток вдруг начинает моргать дальним. Я сперва даже не сразу понял, в чём дело – подумал, что у меня с фарами что-то не то. Но через 1,5 км обнаружил самую настоящую засаду, точь-в-точь как у нас: спрятавшись в кустах, сидел полицейский и «стрелял» в машины из радара на штативе. В этот момент я подумал, что в чём-то мы с норвежцами не так уж и далеки друг от друга))

Тронхейм был последней точкой нашего норвежского вояжа (впереди оставалась лишь транзитная ночёвка в шведском хостеле) и он на все 100% справился со своей задачей «финального аккорда». Погода установилась по-настоящему тёплой: 22 градуса против 15-16, которые сопровождали нас всю дорогу. Отель City Living Schøller Hotel, что на Dronningensgate, порадовал не только просторным номером с холодильником и целой ванной вместо привычной душевой кабинки, но и парковкой прямо у входа, которая к тому же с 20:00 до 8:00 является бесплатной!

В городе отмечался какой-то праздник, и на главной площади мы застали концерт местных рок-музыкантов, под чей аккомпанемент бодро танцевали пары энтузиастов. По окончании мероприятия отправились гулять по улочкам и набережным. А на оставшиеся наличные норкроны решили закатить прощальный ужин. Хватило на 2 крем-супа и одну маленькую пиццу)



Домой
В первый день обратного пути предстояло преодолеть больше 900 км, поэтому утром 5 июля выехали из Тронхейма в 6:45. Взяли курс на Эстерсунд. Туман и мелкий дождь сопровождали нас до самой границы со Швецией. Затем погода стала налаживаться. Улучшился и скоростной режим: начали появляться знаки 100 и 110. После норвежских 70-80 – просто праздник какой-то!

Ночевка была запланирована в небольшом городке Каликс, на самой верхушке Ботнического залива, в Kalix Vandrarhem – хостеле при местной школе. Особенностью этого заведения является заочное общение с персоналом: на электронную почту вам приходит письмо с кодом от центральной входной двери, а когда вы попадаете внутрь, то в почтовом ящике (уже настоящем, не виртуальном) находите конверт со своей фамилией, где лежат ключи от номера и чек. Деньги снимаются с карты заранее.

Утром 6 июля как следует выспались, на заправке в Хапаранде оставили последние шведские кроны и въехали в Финляндию. Путь к МАПП «Иматра – Светогорск» лежал через Оулу и Куопио. Такое количество радаров на трассах мы видели, пожалуй, только в Польше на Е67. Тем не менее, пересекли Суоми довольно резво. За 100 км до границы я понял, что бензина до российской заправки может не хватить. Но заливать полный бак было бы, конечно, глупостью. Поэтому мы заправились на 10 евро. Кассирша долго изучала нашу купюру в 100 евро, с которой ей предстояло дать сдачу. Подозревала, что мы размениваем подделку.

Границу, несмотря на субботний вечер, прошли относительно быстро – уложились в час. По «Скандинавии» тоже промчались с ветерком (благо, никаких радаров тут отродясь не бывало, а «спонсоров», которым можно сесть на хвост, хоть отбавляй). В итоге чуть за полночь мы уже пили чай на кухне дома.

За спиной остались 4500 км (не считая паромной переправы «Турку – Стокгольм»). На бензин ушло 22 тыс. рублей (сколько в литрах, не считал). Около 16 тыс. рублей мы потратили на пропитание. Плюс ещё 5 тыс. – на сувениры родным и близким. Отели и паром стоили в общей сложности 25 тыс. рублей. Ну и всякие мелкие расходы вроде парковок, платных туалетов и т.д. Таким образом, недельный скандинавский вояж обошёлся примерно в 70 тыс. рублей.